Якутский живописец Семен Луканси провел для вологжан мастер-класс по живописи. В нем приняли участие и гости фестиваля «Свидание с Россией», в том числе кинокритик Андрей Шемякин, режиссер и продюсер Наталья Лисовская и актер Андрей Мерзликин с дочкой. Мольберт и холст они делили на двоих с юными художниками – участниками мастер-класса. Перед ними стояла задача написать пейзаж – свою вариацию с репродукции картин. Семен Луканси рассказал и показал им, как распределить цвета на палитре, разметить холст, правильно нанести краску, определить линию горизонта и, главное, как с помощью тонов и полутонов выразить эмоции. «Нужно избавиться от барьеров и страхов, – напутствовал участников художник. Поэтому я подхожу и немного порчу ваши работы, чтобы вы потом исправляли».

Андрей Шемякин работал в паре со школьницей Катей Моховой. Он поделился с cultinfo впечатлениями: «Я мгновенно вижу свои ошибки, где-то надо было быть более осторожным, чутким…В первоисточнике у Клода Моне – масса тональных переходов. Самое интересное – мазок, у художника он нежный, а у меня получается более жесткий. В этом есть контраст. Мы с Катей предлагаем свою вариацию на тему Моне. Вообще, моя задача, как кинематографиста, правильно выстроить композицию на холсте, тем более там такая выразительная внутренняя драматургия».

***

Чем мультипликация отличается от анимации? На этот простой вопрос не так-то просто ответить, но ребята, которые учатся в детской художественной школе им. Корбакова, теперь это знают. Об этом и многом другом, что касается создания анимационных фильмов, рассказал им режиссер и художник-аниматор из Екатеринбурга Григорий Малышев. Многие его фильмы – «Ряба», «Маленькая Катерина», «Брестские крепости» – стали лауреатами престижных конкурсов, получили признание и его ролики на экологическую тематику «Онежские поморинки» и серия роликов «Висимский заповедник». В рамках фестиваля «Свидание с Россией» он провел мастер-класс, на котором дети под его руководством сделали фильм по сказке Корнея Чуковского «Федорино горе».

«Что такое мультик? – с этого каверзного вопроса начал свой инструктаж режиссер-аниматор. – Особенности нашего зрительного восприятия таковы, что, увидев картинку, наш глаз на какие-то доли секунды ее сохраняет. На этом основан принцип мультипликации. Когда человек видит целую череду картинок, очень быстро сменяющих друг друга, возникает впечатление непрерывного движения, и картинка оживает. В анимации это впечатление достигается за счет покадровой съемки».

Ребята заранее знали, какая работа им предстоит, и серьезно подготовились. Ими были нарисованы материалы для будущего анимационного фильма. Картинка, изображающая место действия, грамотно называется локацией, а помимо локаций необходимы название, титры, антураж и персонажи. Григорий Малышев показал, как выстраивается свет, как ставится камера, как идет работа в специальных программах. Оказывается, минимальное количество кадров в секунду, при котором наш глаз воспринимает движение на экране как непрерывное, 12. Чтобы снять анимационный фильм продолжительностью полторы минуты, нужно сделать… 800 кадров. Режиссер обещал, что за два часа они управятся, но ребят объем работы не напугал. Остается надеяться, что мастер-класс вдохновит кого-то из них на создание собственного анимационного шедевра.

Теги: Семен Луканси, Григорий Малышев, Свидание с Россией
Кристина Страмова, Светлана Гришина