12+

«Очаровательных франтов минувших лет» покажет картинная галерея

В Шаламовском доме 9 февраля откроется выставка «Очаровательные франты минувших лет». Она посвящена мужским образам в русском и западноевропейском изобразительном искусстве XVIII – XX веков и познакомит зрителя портретами разных эпох, а также с историей мужской моды и миром мужских увлечений. В экспозицию вошли произведения живописи и графики из коллекции Вологодской областной картинной галереи, предметы мужского обихода из собрания Вологодского музея-заповедника.

Каждая эпоха имела свои представления о канонах мужской красоты: художники то подчеркивали в этих образах героическое начало, мужественность, величие и благородство, то наполняли их грациозностью, изяществом, утонченным аристократизмом, искренностью и чувствительностью.

На выставке зрителей встретят не только «герои своего времени» в гражданской и военной форме, включая бравых гусар, но и творческие личности: поэты, писатели, художники, а также галантные щеголи, сдержанные денди, элегантные кокеты… Их называли еще пижоны, петиметры, макарони, пшюты, ферты, фаты, в общем модники.

В истории костюма много примеров того, как мужчины тратили на свои туалеты целые состояния. В эпоху барокко мужской костюм часто по обилию декора и пышности превосходил женский, а сам персонаж был напудрен, нарумянен и напомажен. Со сменой стиля жизни в XIX веке одежда стала гораздо удобнее, мужчины отказались от камзолов из парчи и шелка, начали носить сюртуки – более простые и свободные. Позже в моду вошел фрак, под который надевали короткий жилет. Это было время «великого мужского отказа» от пестрого неудобного костюма, обусловленное новым деловым этикетом и повсеместным увлечением мужчин парадами, охотой и скачками. В связи с изменением идеалов мужской красоты силуэт костюма становился более вытянутым и строгим, что было связано с развивавшимся в России классицизмом: культом античности, прославлением храброго и сильного героя, готового душу отдать за Отечество. Ко второй половине XIX века «героем времени» становится деловой человек, для которого главным в одежде было удобство. В моду вошли костюм-тройка, пальто, котелки, а цилиндры стали принадлежностью исключительно вечернего туалета.

Очень выразителен парадный портрет кисти Николая Сверчкова «Лейб-гусар на коне» (1870), на котором изображен вологодский помещик Кирилл Дружинин. По выходе в отставку ему в качестве подарка от однополчан была преподнесена масштабная акварель Михаила Зичи «Гусарская пирушка» (1873), на которой он изображен среди офицеров своего полка. Особым артистизмом отличаются показанные на выставке образы известных литераторов, живописцев, актеров (К. Батюшков, А. Пушкин, К. Брюллов). В специальный раздел экспозиции вошли произведения современных российских художников в стиле ретро.

Открытие выставки начнется в 17.00 (ул. С. Орлова, 15). Она продолжит работу до середины апреля. Тел.:(8172)721433, 721256.

Вологодская областная картинная галерея