«Наверное, из детства, а может, и из юности пришло за Славой Вахрамеевым прозвище – Слон. Оно ему очень шло. Большой, неспешный в движениях, с размеренной тяжеловесной походкой, он обладал также каким-то запоминающимся трубным голосом… В нем одновременно сосуществовали потаенная природная сила и некоторая медлительность в осуществлении собственных начинаний. Видимо, это характерное наше отечественное качество не позволило ему сделать свою выставку пораньше, чтобы увидеть себя со стороны. А может, и другая российская черта – несмотря на внешнюю значительность, вечное сомнение в себе. Говорят же, что слон боится мыши. Мне кажется, что эта самая мышь сомнения, не чуждая многим из нас, вечно терзала его душу, живущую мятежно в благополучном с виду теле. Художник – любой – работает, чтобы кто-то всё-таки увидел то, что он делает. Лучше поздно, чем никогда. Увидел, что художник Вячеслав Вахрамеев понимал красоту мира». Так писала о Вячеславе Вахрамееве народный художник России Джанна Тутунджан. Эти строки прозвучали на открытии выставки Вахрамеева в галерее «Красный мост».

Живопись не была для Вахрамеева главным занятием в жизни. Окончив отделение промышленного искусства Ленинградского высшего художественно-профессионального училища имени Мухиной, он вернулся в родную Вологду, где много лет работал как художник-оформитель и монументалист: участвовал в создании музейных экспозиций, помогал создавать мозаики на стенах зданий и витражи в интерьерах. Трудился и по прямой своей специальности: фонари, украшающие фасад Театра для детей и молодежи – его работа. Но тяга к живописи не оставляла его, и он постоянно возвращался к ней как к своему призванию.

В этом году Вячеславу Вахрамееву (1938 – 2004) исполнилось бы 80 лет. Он прожил богатую творческую жизнь, но как живописец почти не выставлялся: нынешняя выставка в галерее «Красный мост» – лишь третья. Вторая тоже прошла без его участия – это было в 2006 году в Мемориальной мастерской Пантелеева. А сам художник впервые ярко представил свои живописные работы в 1991 году, на выставке в здании Вологодского регионального отделения Российского детского фонда. Его поездки на «Академическую дачу имени И. Е. Репина» в Тверской области в 90-м и 91-м годах вызвали всплеск творческой энергии, и в начале 1990-х им было написано большинство работ, представленных на нынешней выставке.

С Николаем Мишустой, нынешним председателем Вологодского отделения Союза художников России, они долгие годы были соседями по мастерским и много общались. Николай Иванович вспоминает: «Это был человек внушительной богатырской внешности, необыкновенной силы – и вместе с тем очень тонкий и ранимый. Многие видели в нем талантливого живописца, но его скромность и требовательность к себе тормозили его в попытках выставляться. А ведь он – прекрасный мастер натюрморта, тонко чувствующий природу вещи; у него была большая коллекция старинных предметов. Хорошо удавались ему лирические пейзажи, особенно зимние». Искусствовед Марианна Мурашева видит своеобразие его натюрмортов в использовании открытых тонов – здесь, вероятно, сказалась работа с витражами: их мозаичность и яркая цветовая гамма повлияли на Вахрамеева-живописца.

Художник работает для того, чтобы кто-то видел им сделанное, – точнее не скажешь. Но жизнь такова, что не все творения надолго переживают своего создателя. Так случилось и с некоторыми монументальными работами, в создании которых участвовал Вячеслав Вахрамеев, – от них остались лишь воспоминания. Марианна Мурашева рассказала о его утраченных и сохранившихся монументальных и интерьерных работах. Большой витраж украшал просвет между первым и вторым этажами в здании ЗАГСа на улице Ленина – его давно снесли. Вахрамеев помогал делать этот витраж ленинградскому художнику Владимиру Михайлову. Нет теперь и арочных витражей в зале второго этажа ресторана «Север» – это была совместная работа с художницей Татьяной Коваленко. Но зато сохранились витражи в детском саду № 24 на улице Чехова (авторская работа Вахрамеева) и в здании поликлиники УВД на Пречистенской набережной (еще один витраж, выполненный совместно с Михайловым). Участвовал Вахрамеев и в создании знакомого большинству вологжан монументального мозаичного панно на здании завода «Дормаш» (сегодня – АО «СКДМ»).

На выставке в галерее «Красный мост» представлены любимые жанры Вячеслава Вахрамеева – натюрморты и пейзажи. В предметном мире художник умеет видеть неповторимую красоту простых вещей, а в его пейзажах привлекает тонкая передача мимолетного состояния природы. В разные периоды жизни он обращался и к жанру автопортрета.

Выставка живописи Вячеслава Вахрамеева работает в галерее «Красный мост» (Вологда, Набережная 6 Армии, 143) до 11 марта. Вход свободный.

Теги: Вячеслав Вахрамеев, Красный мост
Светлана Гришина

Новости по теме