Выставка с таким названием представляет живопись известного вологодского художника в центре культуры «Красный угол». Здесь представлены работы разных периодов его творчества, показывающие долгий путь автора к обретению собственного уникального стиля. Предыдущая большая выставка Генриха Асафова прошла в Вологде достаточно давно – в 2009 году, и теперь у вологодского зрителя есть возможность увидеть полотна уникального мастера – как давно известные, так и никогда ранее не экспонировавшиеся.

Как рассказывает сын художника, архитектор и художник Саша Асафов, в судьбе и творчестве мастера удивительным образом сочетаются крестьянское происхождение и академическое художественное образование. Генрих Асафов родился в 1940 году в деревне Чирково Усть-Кубинского района. Детство его пришлось на трудные военные и послевоенные годы – ни о каком специальном обучении речи не было, хотя родители были не чужды творчества: отец – деревенский кузнец, мать – кружевница. Спустя годы Генрих Асафов закончил Ярославское художественное училище, а затем – Суриковский институт в Москве, где учился на факультете монументальной живописи.

На автопортрете 1970 года, который открывает экспозицию в «Красном углу», ему 30 лет: студент второго курса, Асафов изобразил себя в духе так называемого «сурового стиля» – направления, господствовавшего тогда в советском изобразительном искусстве. Портрет темный по колориту, но написан в классической академической манере, здесь еще нет намека на обобщенность и стилизованность его более поздних работ. Другие полотна этого периода также отличаются монохромностью и плотностью письма, но каждое из них – небольшой шаг вперед в направлении собственного живописного языка.

«Пытаясь найти свое место в художественном мире, он начинает возвращаться к своим корням, а корни у искусства всегда народные, – рассуждает Саша Асафов. – Вернувшись в Вологду после учебы в столице, художник обнаруживает, что в «суровом стиле», в рамках которого он до сих пор работал, слишком много пафоса и торжественности. Изобразительное искусство в тот период было сильно идеологизировано, а он увидел свою миссию в том, чтобы показывать реальную жизнь людей, найти способ сочетать высокое искусство и крестьянскую повседневность». Был момент, когда Асафова серьезно критиковали за «очернение действительности» – возможно, это послужило дополнительным стимулом к поискам нового живописного языка.

Доступа к шедеврам абстрактного искусства в тот период не было – они не выставлялись и не публиковались, и художники, в том числе Генрих Асафов, вели свои поиски в этом направлении интуитивно. В начале 1980-х он выполняет ряд монументальных работ – мозаик на стенах зданий в Вологде. Здесь было больше свободы в выборе формы – и постепенно яркий цвет и стилизованность художник переносит из монументальной живописи в станковую. Интересно, что переосмысляя предыдущий творческий опыт, Асафов переписывает многие свои работы: представленные на выставке полотна «Бабье лето», «Без мужиков», «Весна» изначально выглядели совсем по-другому. Фигуры людей упрощались по форме, теряли светотень и портретную проработку, но картина обретала цвет, символическую образность и совершенно новую смысловую нагрузку.

На выставке в «Красном углу» представлены работы 1970-х – 2010-х годов – этот широкий временной диапазон показывает эволюцию творческого метода художника. Он всё больше обращается непосредственно к народному искусству, сочетая в своих полотнах принципы авангарда и традиции русского лубка, на материале крестьянской жизни поднимая философские и психологические темы. В его творчестве особое место занимает жанровая картина – крупное полотно со сложным содержанием. «Живопись в таких полотнах выходит за рамки «красивой картинки» и становится социальным высказыванием, – убежден Саша Асафов. – Такая картина сродни роману в литературе: здесь есть история, сюжет, художественное повествование». В работах 2000-х – 2010-х годов эта живописная повествовательность обретает новый аспект: художник использует для картин самодельные рамы из простых досок, которые расписывает «в унисон» изображенному на картине. Рисунок на раме как бы живет сам по себе, одновременно дополняя полотно, как клейма в иконописи, и украшая его, как народная роспись.

Выставка живописи Генриха Асафова «Весна. 2018» работает в центре культуры «Красный угол» до 30 марта.

Теги: выставка, Красный угол, Генрих Асафов, живопись
Светлана Гришина

Новости по теме