Когда разговариваешь с Геннадием Ивановичем, в голове все время вертится фраза из лермонтовского «Бородино»: «Да, были люди в наше время…» Ну и далее, про нынешнее племя и про богатырей, которые не мы. Певец, дирижер, концертмейстер, режиссер-постановщик музыкальных программ, более полувека – художественный руководитель Вологодской филармонии, стоявший у истоков создания многих ее коллективов и проектов, – это все о Геннадии Соболеве, с именем которого многие годы связана музыкальная жизнь Вологодчины.

Его биография – пример незаурядной человеческой судьбы. В 7 лет Гена Соболев самостоятельно освоил аккордеон, который ему подарил отец: «Маленький такой, трофейный немецкий Hohner. Я тогда болел, лежал в постели и все время его дергал – а к концу болезни научился играть двумя руками. Подбирал всё, что слышал: никто меня этому не учил. То же самое потом было с роялем – я сел и сразу начал играть». В 9 лет юный самородок так понравился представителям Ленинградской капеллы, ездившим по городам Союза в поисках талантов, что они рекомендовали мальчика из Вологды в качестве солиста оркестру Ленинградского военного округа. Как вокалист 9-летний Гена участвовал в двухмесячной гастрольной поездке оркестра: Петрозаводск, Рига, Таллин, Вильнюс, Минск, Москва, Ленинград... «Тогда я получил свой первый гонорар. Мне пошили военную форму – как будто я сын полка. Это был 1947 год».

В 17 лет Геннадий Соболев заканчивает школу № 1 в Вологде. «Наш выпуск был последний чисто мужской выпуск школы, – вспоминает Геннадий Иванович. – Оглядываясь назад, понимаю, на каком высоком уровне велось у нас преподавание. Тогдашний наш директор – Александра Мухина – сама математик по профессии, отчетливо понимала необходимость эстетического воспитания ребят. В школе были настоящий оркестр, в котором играли и ребята, и педагоги; большой хор. В 8 классе на школьной олимпиаде я уже пел арию Дубровского и другие сложнейшие классические произведения. Вместе со мной пели в хоре мой одноклассник Юра Пирогов – впоследствии профессор Московского университета, доктор наук, крупный специалист по радиофизике; Леня Склокин – ученый-химик с мировым именем, запускающий химические заводы в Индии и США и другие ребята, многие из которых стали видными деятелями в разных областях».

После школы Геннадий Соболев поступает в Вологодское музыкальное училище, с отличием оканчивает его досрочно (3 года вместо 4-х) сразу по трем отделениям: вокальное, народные инструменты и дирижирование. Затем – учеба в Горьковской консерватории и возвращение в Вологду, где молодой дирижер-хоровик просто нарасхват: создает хоры в музучилище и музпедучилище, а затем переходит работать в областную филармонию. В 29 лет Соболев становится одним из самых молодых художественных руководителей филармоний Советского Союза. «В то время худруков утверждали на коллегии Министерства культуры, ведь художественный руководитель – главная фигура любой концертной организации и любого театра. Когда в 1967 году освободилось место худрука филармонии, на него метило немало корифеев – к примеру, главный режиссер Вологодского драматического театра, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Васильевич Шубин, муж народной артистки РСФСР Марины Владимировны Щуко. Мою же кандидатуру – хоть я был еще довольно молод – предложили начальству сами артисты филармонии, почувствовал во мне лидерский потенциал. А так как я уже «засветился» в целом ряде значимых проектов, меня сразу же утвердили». Вологодской филармонией Соболев руководил более 50 лет, став создателем десятков сольных программ, музыкальных спектаклей, гала-концертов, фестивалей, праздников и торжественных мероприятий, неизменно становившихся значимыми событиями в жизни города и области. В рамках проекта «Музыкальный лекторий» в филармонии ставились театрализованные программы и полноценные оперы, в которых неизменно участвовал сам Соболев: «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Алеко», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник».

1980-е годы запомнились большими музыкальными праздниками и фестивалями, которые обрели статус Всероссийских и проводились Вологодской филармонией совместно с «Росконцертом». Фестивальные афиши тех лет поражают воображение даже сегодняшнего искушенного зрителя. Взять, к примеру, фестиваль «Весна Нечерноземья – 88». Его участниками стали Государственный академический симфонический оркестр СССР, Академический русский народный оркестр имени Н.П.Осипова, Академический ансамбль народного танца И.Моисеева, Академический северный русский народный хор, звезды балета и оперы из Большого театра, ансамбль танца «Урал», ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота и другие. География фестивальных концертов выходила далеко за рамки «парадных» мероприятий в областном центре и охватывала многие города и районы области. «Мы знаем Геннадия Соболева как талантливого администратора, крупно мыслящего, ищущего – эта его ипостась очень важна для вологодской культуры. Все эти планы, проекты, фестивали, связь со многими артистами, коллективами, всероссийский авторитет – такое не под силу обычному человеку; он очень талантливо это всё делал», – поделилась своим мнением музыковед Элла Андреевна Кириллова.

В филармонической деятельности Геннадий Соболев видит особую, просветительскую миссию: «Что определяет филармонию? Прежде всего – творческий потенциал ее артистов, способных в условиях провинциального города нести это просветительское бремя – именно бремя, потому что просветительство – это достаточно тяжелый труд. Слушать классическую музыку вообще не просто. Это не только восприятие ушами – это своеобразный акт творчества. Слушатель классической музыки должен иметь определенный уровень внутренней культуры. Современная популярная музыка, предлагая легкое «слушиво», упрощает задачу – и часто отбивает охоту слушать настоящее и у тех, кто мог бы это делать. Функция филармонии – сохранять эти очаги чистого искусства, приобщения к прекрасному; восстанавливать этот музыкальный вкус».

«Геннадий Иванович сторонник чистой классической линии в искусстве, отмечает музыковед Элла Кириллова. Он не любит ничего приблизительно музыкального. Не позволяет, когда это в его власти, снижать планку творчества; признает только стремление к самому высокому идеалу».

Такое беспрекословное стремление к идеалу обусловило твердость и решительность, с которыми Соболев всегда шел к намеченной цели. Почти все, кто работал с Геннадием Соболевым, говорят о его категоричности и бескомпромиссности в вопросах, касающихся творчества – и сам он не скрывает этого: «Мне часто приходится, что называется, ставить диагноз и называть вещи своими именами. Но в искусстве нельзя лицемерить: чем больше ты лицемеришь – тем больше наносишь ущерб и артисту, который чего-то не замечает, и общему делу в целом». Твердость и непоколебимость своей позиции Соболев неоднократно выказывал и в отношениях с властью – но при этом всегда умел договариваться, что называется, «на высшем уровне».

Альберт Владимирович Мишин, заслуженный артист России, руководитель Мужского камерного хора Вологодской филармонии до 2017 года: «Геннадий Иванович – совершенно бескомпромиссный человек, очень требовательный, но в то же время справедливый. Когда плохо, он всегда говорил «плохо», не щадил артистов. Но если хорошо, он всегда скажет «хорошо». Хочу сказать, что если бы Геннадий Иванович тогда, в 2000 году, на первом прослушивании нашего коллектива (еще работающего при церкви) не сказал «да» – Мужского камерного хора филармонии бы не было. Его слово как художественного руководителя было решающим. Он дал нам срок для подготовки, позволил в течение нескольких месяцев приходить на филармоническую сцену, репетировать вечерами, когда был свободен зал – и потом, прослушав еще раз, сказал: «Попробуем поработать». После этого он все время участвовал в жизни коллектива. Я всегда очень ценил его советы и рекомендации; очень уважаю его как профессионала. И теперь, уехав из Вологды (сейчас Мишин возглавляет хоровую капеллу Тюменской филармонии – прим.ред.), я постоянно пользуюсь в работе тем опытом, которым со мной щедро делился Геннадий Иванович».

«Знаковая личность», «музыкант с большой буквы», «лоцман вологодской культуры» – такими эпитетами награждают Геннадия Соболева те, кто с ним знаком и работал, а также поклонники его творчества, которых не становится меньше: концерты, где на афишах значится имя Соболева, неизменно собирают полные залы.

«Геннадий Иванович Соболев входит в золотой фонд наших выдающихся выпускников, – отметил Лев Исаевич Трайнин, директор Вологодского областного колледжа искусств. – Это человек, который внес неоценимый вклад в культуру нашей области; совершенно незаурядная личность, с широким кругом интересов; обаятельный, прекрасный музыкант. Можно сказать, что тогда, когда он еще только начинал свою работу художественным руководителем филармонии, он вдохнул жизнь в то дело, которым занимался. Появились новые коллективы, новые интересные артисты, он сам выступал как прекрасный солист (и, думаю, остается им до сих пор). Геннадий Иванович всегда являлся лицом нашей филармонии – и его творческое долголетие, то, как он себя держит, как прекрасно выглядит – это вызывает всеобщее уважение».

В свои 80 Геннадий Соболев полон сил, энергии и творческих планов. Это «вечный двигатель», его трудно застать на месте: для того, чтобы взять предъюбилейное интервью, пришлось звонить ему несколько дней – и постоянно слышать в трубку: «Геннадий Иванович на репетиции, перезвоните». «Папа всегда в движении, в голове – проекты, планы, – рассказывает дочь маэстро, заведующая фортепианным отделением вологодской музыкальной школы № 4 Анна Геннадьевна Соболева. – Он в семье первый лыжник и первый грибник – в лесу за ним не угнаться. Внукам не только привил великолепный музыкальный вкус, но и спортивные навыки: научил плавать, кататься на лыжах и коньках; на даче сам построил дом, выращивает огромные урожаи. А какой папа рыбак! Благодаря ему все мы – и дети и внуки – умеем ловить рыбу. Вот на кого равняться молодым!»

Свой юбилейный день рожденья маэстро встретит, как и положено артисту, на сцене: два дня – 13 и 16 февраля – в Вологодской филармонии будут проходить юбилейные концерты «Геннадий Соболев собирает друзей».

Редакция cultinfo присоединяется к поздравлениям в адрес Геннадия Ивановича и желает ему крепкого здоровья, бодрости духа и творческого долголетия.

Теги: Геннадий Соболев, филармония
Елена Легчанова

Новости по теме