12+

Николай Кудряшов: «У природы я беру подсказки, ей и вдохновляюсь»

Выставка «Если в душе зародилась искра …» грязовецкого художника, резчика по дереву и реставратора Николая Кудряшова открылась в Вологодской областной научной библиотеке.

Строчка, выбранная названием выставки, сполна отражает натуру Николая Кудряшова. Учитель физкультуры по образованию, спортсмен – участник всероссийских соревнований, он самостоятельно, не имея за плечами художественного образования, путем творческих экспериментов открыл для себя мир живописи.

Самообразование как путь к успеху

В детстве часами просиживая в домашней библиотеке деда, также любившего искусство, листая художественные альбомы, Николай Кудряшов проникся атмосферой творчества. Стал заниматься самообразованием: изучал литературу по грунтованию холстов, изготовлению и натягиванию подрамников, делал кисти, потому что в те времена их было сложно купить. Этот период жизни художник называет своим «эстетическим становлением». Он часто выезжал на пленэры с этюдником. Прошел акварельную школу: сам был учителем и учеником. Эта техника дала быстроту и точность: надо было успевать смешивать краски на сырой бумаге, пока она не просохла. А в студенческие годы Кудряшов написал свои первые осмысленные работы маслом.

«Самосовершенствование – вот что я считаю главным в своей работе. Мне интересно заниматься самообразованием, расти, оттачивать стиль письма. Я довольно-таки зрелый, мастеровитый художник и оцениваю себя высоко: у меня 35-летний стаж работы. Я постоянно нахожусь в поиске, учусь, развиваюсь, и вместе с этим меняются техника, колорит тональность моих картин. У меня идет непрерывный творческий процесс. В 2018 году уже три картины написал», – поделился Николай Кудряшов.

По словам художника, чтобы написать картину, нужно обнажить свой внутренний мир, а значит, и вложить что-то в себя. «Погулять на природе, набраться энергии, подсмотреть момент, состояние, осмыслить… А стоит начать работать, как получаются полотна, которые «звенят», – так они напитаны настроением и впечатлением. Взять хотя бы мой натюрморт с изображением букета из ярко-желтых купальниц и сиреневой луговой герани. Увидел красивое цветовое сочетание, собрал букет и перенес его маслом на холст. У природы я беру подсказки, ей и вдохновляюсь», – объяснил художник.

Николай Габриэлевич рассказал, что выезда на пленэр и впечатлений для написания картины недостаточно. Он использует фотографии, рисунки, карандашные наброски, эскизы – так рождается компанованная картина. Одна из его ранних работ – «Зимний лес» 1998 года – написана с натуры в 20-градусный мороз. Заснеженную поляну автор заприметил на уроке физкультуры, на лыжной пробежке с учениками. И потом возвращался в то место еще три раза. «Легкий вечерок, начало зимних сумерек, одна береза на поляне и тишина…», – так описал Николай Кудряшов те свои ощущения.

Грязовецкий художник увлечен и исторической живописью. Его полотно «15 век. Духовные беседы С.Нуромского и П.Обнорского» – пример авторского видения. Момент встречи Павла Обнорского и Сергия Нуромского – исторический, из жития святых. А изобразил их Николай Кудряшов по-своему: духовного отца, грека по происхождению Сергия Нуромского – с темноватыми, властными чертами в монашеской одежде. Павла Обнорского – в простой, крестьянской одежде и с непокрытой головой, чтобы, по авторской задумке, показать уважение и почтение.

В умелых руках мастера дерево превращается

Резьба по дереву – еще одно увлечение Николая Кудряшова. В советское время, когда картины нужно было оформлять, он взял в руки строительный инструмент. Постепенно, от простого к сложному, Николай Габриэлевич, выработал удобный для себя формат работы в стиле эклектики. И сейчас он виртуозно владеет резьбой по дереву и создает удивительной красоты, с неповторимыми узорами, не только рамы для картин, но и стулья, кресла, диваны, столики. Эти изделия из дерева будто светятся солнцем и теплом. «Береза дает положительную энергетику. Например, полукресло для охотника, несмотря на выступающий большой барельеф, очень удобное», – отметил Николай Кудряшов.

Уникальна работа художника и по реставрации икон и киотов грязовецкого Крестовоздвиженского храма, которая ведется им с 2004 года. Он гордится своим киотом к ростовой иконе, который был непростым в геометрическом исполнении, – с необычным восьмиугольным форматом и размером больше двух метров.

Николай Кудряшов предпочитает работать в тишине и, признается, что порой не чувствует усталости, ведь время за вдохновением летит незаметно. И, возможно, успех грязовецкого умельца заключается том, что откровенное удовольствие, с каким он относится к любому делу, – находит отражение в его полотнах и резных изделиях.

Кристина Страмова