12+

Его Величество стул – экспонат новой выставки музея-заповедника

Новая экспозиция Вологодского музея-заповедника отправляет в путешествие по эпохам и стилям, знакомит с историей «Его Величества стула». Выставка не случайно носит такое претенциозное название: до петровских реформ в России стул был предметом мебели царского дворца, и все, включая приближенных к царской особе, сидели на лавках. Стул же служил троном, даже царь садился на него лишь в «особых» случаях.

В экспозиции представлено 132 предмета из коллекции Вологодского музея-заповедника, многие из которых демонстрируются впервые. В залах художественного отдела гости увидят кабинетные, гарнитурные стулья и кресла, венские стулья, отражающие особенности провинциального мебельного производства России XVIII – первой половины XX веков, а также мебель из Дома-музея Петра I и стулья, выполненные в неорусском стиле. Особую историческую ценность представляют архиерейский стул, кресло председателя Губернского собрания, гарнитур из усадьбы Спасское-Куркино. Кроме мебели на выставке представлены старинные обивочные ткани; визуальный ряд дополняют фотографии, графика и живопись.

Заведующая художественным отделом Вологодского музея-заповедника Елена Лубенцова провела экспресс-экскурсию по выставке в призме исторических эпох: «Мы решили показать стул в ретроспективе. Начинается наша экспозиция с предметов в стиле ренессанс, датируемых ХVII – началом ХVIII веков. Далее гостя встречает голландское барокко, проявляющееся в роскоши резных спинок и ножек, инкрустации, орнаментики и барокко с элементами рококо. Ранний классицизм покоряет своими простыми и строгими, логично организованными предметными формами. Целый подиум отводится неорусскому стилю. Заканчивается экспозиция началом ХХ века – стульями в стиле модерн. Представлены на выставке и изящные венские стулья».

Благодаря грамотно расставленным акцентам выставочное пространство не перегружено мебелью и общая композиция гармонична. К примеру, «красный угол» выглядит как завершенный интерьер одной комнаты. В едином стиле оформлена еще одна зона: на картине неизвестного художника изображена молодая женщина в оранжевой шали, которая будто спадает на спинку стула, обитого красивой тканью.

Организаторы намеренно показывают не только «лицо» стула, но и его изнанку. Обратила на это внимание и искусствовед Ирина Балашова: «Настало время концептуальных выставок. Если раньше мы могли развесить картины и ограничиться простым показом, то сегодня зритель любит по-другому смотреть на полотна, находить новый смысл, новые художественные повороты… Организаторам выставки удалось отразить стилистику прошлых эпох: так, причудливо изогнутые стулья на подиуме и такие же, но написанные кистью Юрия Петрова, – отправляют в атмосферу уютного венского кафе. Возникает ощущение, что перед нами не стулья, а живые существа: один стоит прямо, другой отвернулся, как будто обидевшись…».

Стоит отметить, что перед тем, как попасть на выставку, экспонаты побывали в умелых руках реставраторов, которые придали старинным экспонатам потерянный лоск.

Возможность увидеть раритеты будет до 30 июня.

Кристина Страмова