«Апрель – месяц Пантелеева», – говорят в картинной галерее. Переехав в Вологду из Уфы в 1976 году, известный художник сразу задал новую планку развития изобразительного искусства в нашем крае, его сложные картины-притчи, наполненные разного рода литературными и художественными аллюзиями, призывали к долгому философскому разговору. Чаще всего Александра Пантелеева называют мастером индустриального пейзажа, вологжанам хорошо знакома «кристаллическая структура» его полотен с предельно рациональным использованием композиционного пространства. В Вологду приехал уже известный мастер, заслуженный художник РСФСР, чьи персональные выставки проходили в Москве, Ленинграде, городах Урала и Сибири. Но что было до вологодского Пантелеева? И как создавались картины, увидев которые впервые, Джанна Тутунджан воскликнула: «Это что, Шура? Ну конечно, нет!»? Об этом расскажет новая выставка «Уральская симфония», созданная к 25-летию Мастерской А. В. Пантелеева.

Из 58 лет жизни 38 Александр Пантелеев провел на Урале, в Башкирии. После художественного училища 12 лет вместе с друзьями-художниками из Уфы и Свердловска он без устали изучал ландшафты Южного Урала. Именно там начинал формироваться его творческий метод, картины этого периода показывают эмоционального, глубоко чувствующего автора, который восхищался природой. При этом «Уральская симфония» очень хорошо демонстрирует, как постепенно менялась манера художника – от первого обращения к импрессионизму («На реке Деме», 1956), перехода к кубизму («Золотая осень», 1958) до создания новой «кристаллической реальности» в своих объемных композиционных пейзажах («Пейзаж с радиостанцией», 1973).

«Идея выставки возникла в прошлом году, когда я писала третью главу книги об Александре Васильевиче, как раз посвященной его уральскому периоду. Когда я почти всё дописала, мне осталось немного рассказать о местах, где бывал Пантелеев. У меня была пара дней до сдачи этой главы редактору, и я решила, что все успеваю. И вот я ввела в поисковой строке «Ирендык»... и «нырнула» в эти горы еще на полгода. Настолько это потрясающие пейзажи! И я поняла, что вологжане не знают, что видел в юности Пантелеев, чем он дышал, откуда его эмоциональность», – рассказала Ирина Балашова, замдиректора ВОКГ, искусствовед, многолетний исследователь творчества А. Пантелеева.

Образ Уральских гор вдохновлял художника многие годы, он постигал эту «горную страну» с карандашом в руке, находя наиболее характерные виды, стремясь к выявлению сути и созданию емкого образа. В серии из нескольких десятков рисунков тушью он создал не только свой незабываемый символ Ирендыка, но и в целом Уральских гор. Эти рисунки впервые предстают перед вологодским зрителем, как и рисунки цветными карандашами, выполненные в горах близ села Тубинска.

«Пантелеев никогда не называл себя графиком, и эти небольшие рисунки тушью, карандашами он никогда в Вологде не показывал, считая их вспомогательным материалом да и «делом уральского прошлого». Тем не менее, это не натурные наброски, по этим работам он писал объемные картины, которые остались в Уфе, в музейных и частных коллекциях», – отмечает Ирина Балашова.

Александр Пантелеев был художником довольно педантичным – он вел тетрадь, куда записывал, где побывал и сколько чего нарисовал. «В 1959 году сделал 50 рисунков и этюдов маслом по Уралу». Часть рисунков тушью показана на выставке, один из них – панораму «В Зауралье. Близ деревни Муллакаево» – Ирина Балашова характеризует как стилизацию Ван Гога, которого Пантелеев очень любил.

Рисунки цветными карандашами, особенно восхитившие на выставке заслуженного художника РФ Николая Мишусту, как оказалось, не были изначальной задумкой Пантелеева, а были созданы из-за сложившихся обстоятельств – в 1962-м году во время путешествия близ Тубинска у Александра Васильевича закончились простые карандаши и тушь. «А рисовать-то хотелось. И в деревенском магазинчике он купил цветные карандаши». Позже эти хорошо прорисованные и досконально продуманные (у Пантелеева всегда была склонность к аналитике) наброски превратились в большие картины.

Интересно, что не только Урал оставил след в душе Пантелеева, но и художник остался на уральской карте. В начале 1970-х годов вместе с друзьями он отправился в поход на гору Конжаковский Камень. Во время подъема художники нашли небольшую поляну, где решили остановиться и обустроить лагерь. Именно с этого места они поднимались для натурной работы, а потом спускались обратно. Свердловский художник, друг Пантелева Николай Чесноков писал: «В этом походе друзья занимались не только живописью, а по инициативе неугомонного Гены Мосина построили горный приют для всех путешествующих». Домик еще долго был известен как «изба художников» и принимал туристов, геологов и художников, пока не сгорел. А место, где он располагался, называется Поляна художников. Она входит во многие туристические маршруты.

Об Урале Пантелеев часто вспоминал в Вологде. «Он был потрясен красотой Урала, многообразием его природы и говорил, что это потрясающий источник вдохновения, – рассказал Николай Мишуста. – Мне посчастливилось быть знакомым и лично общаться с Александром Васильевичем. Он всегда был естественным, никогда не притворялся. Это был лирик, романтик, но в то же время в нем жило чувство бунта. Как художник он восстал против урбанизации, он чувствовал в ней угрозу, но при этом он воспевал и достижения рук человеческих, изображая индустриальные постройки. Человек может жить в гармонии с природой – вот что в итоге он хотел показать».

Профессор ВоГУ Людмила Зорина и ее муж были дружны с художником. На открытии выставки Людмила Юрьевна вспомнила несколько эпизодов прошлого: «В 1980-е годы мы с Александром Васильевичем встречались в интересной ситуации: я бежала на занятия в институт, и здесь, напротив мастерской, был деревянный дом, в котором продавали пироги. Пантелеев частенько заходил туда, и мы виделись примерно в одно время. Бывало, что у нас дома, на нашей маленькой – пять метров шестьдесят сантиметров – кухне он пел арии из опер. Я помню его как человека очень деликатного, компанейского».

Организаторы хотели открыть выставку 7 апреля, в день рождения художника, но пришлось немного перенести открытие. Тем не менее «Уральская симфония» звучит в мастерской Пантелеева этой весной, представляя зрителям человека, чувствительного к красоте родной природы, и мастера, постоянного ищущего и в итоге нашедшего свой неповторимый стиль.

Выставка работает до 20 мая (Вологда, ул. Козленская,4).

Теги: Александр Пантелеев, мастерская Пантелеева, ВОКГ
Юлия Шутова

Новости по теме