Совместный проект портала cultinfo.ru и Государственного архива Вологодской области «Архив 100х100» представляет следующий уникальный документ из фондов ГАВО. Это портретнаягравюра Василия Васильевича Верещагина, одного из крупнейших мастеров русской живописи XIX века и талантливого живописца-баталиста.

Портрет Верещагина работы известного графика, его тезки, Василия Васильевича Матэ поступил на хранение в Государственный архив Вологодской области в 1971 году. Портрет выполнен в технике офорта на бумаге размером 17,7х13,8 см. В левом нижнем углу на изобразительном поле выгравирована авторская надпись «Матэ 1882 г. paris». Гравюра была приложена к первому выпуску журнала «Вестник изящных искусств» за 1883 год. Согласно документальным источникам, с оригинального портрета В. В. Верещагина было сделано 5 оттисков. Представленный портрет является четвертым оттиском с оригинального изображения.

Старший научный сотрудник ГАВО Анна Першина в своем исследовании «История одного портрета» высказывает предположение, что портрет был сделан Матэ в мастерской Верещагина на улице Клебер, 48, парижского предместья Мезон-Лаффитт с января по ноябрь 1882 года. Верещагин неоднократно приезжал во Францию и даже жил в Париже. Судя по воспоминаниям современников и биографическим публикациям, в 1876 году после поездки в Индию Верещагин поселяется в предместье Парижа Мезон-Лаффитт на улице Клебер, 48, где устраивает художественную мастерскую. После участия в Русско-турецкой войне (1877-1878), в ходе которой получает тяжелое ранение и переживает гибель брата Сергея, Василий Васильевич вновь возвращается во Францию и начинает работу над так называемой «Балканской серией», основой для которой послужили этюды и коллекция подлинных предметов, привезенных из Болгарии. «Балканская серия», явившаяся, по мнению критиков, кульминацией творчества В. В. Верещагина, на протяжении 1881-1891 гг. демонстрировалась во многих городах Европы и Америки и вызвала огромный интерес к художнику во всем мире. Только в 1882 году Верещагин получил предложения об устройстве выставок в Париже, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе, Брюсселе и Будапеште. По воспоминаниям очевидцев, «Балканская» выставка демонстрировалась в сопровождении музыки в залах без дневного света: картины располагались на черных стенах, при ярком электрическом освещении. А. Бенуа впоследствии записал: «Памятно как … ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорошивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины». Эффект от верещагинских экспозиций был действительно необычайно сильным; для многих это было потрясение, оставшееся в памяти на всю жизнь. Не исключено, что В. В. Матэ также стал свидетелем этого яркого события в парижской художественной жизни, что, явно или косвенно послужило толчком для написания данного портрета.

Как и Верещагина, Матэ с Парижем и его художественной школой многое связывало. В 1880 г. Петербургская Академия художеств отправила молодого и талантливого графика на один год в столицу Франции «для совершенствования в гравировании». Матэ изучал гравюру Германии, Голландии и Англии. За работы, присланные им из-за границы на всероссийскую выставку в Москве, в 1882 году совет Академии нашел возможным продлить срок его пребывания во Франции еще на три года. Таким образом, доподлинно известно, что два художника были в одно время в Париже и, наверняка, встречались. Именно здесь был задуман и создан графический портрет В.В. Верещагина.

Известно, что творческая судьба еще раз соединит Верещагина и Матэ, и произойдет это в 1894-1895 гг. во время работы над иллюстрациями к «Воспоминаниям» нашего земляка.

Теги: Василий Матэ, Василий Верещагин, 100*100, архив, ГАВО, Анна Першина

Новости по теме