12+

Краевед Александр Сазонов провел экскурсию для мэра Вологды и сотрудников городской администрации

Известный популяризатор вологодского краеведения, знаток городской истории и архитектуры, Александр Сазонов сам выступил с инициативой провести экскурсию для мэра Сергея Воропанова. Мэр принял это предложение, причем особое внимание просил обратить на проблемные вопросы. Вместе с мэром на экскурсию в канун первых майских выходных отправились его заместители Вадим Цепа (заместитель мэра по социальным вопросам), Андрей Киселев (начальник Департамента экономического развития), Антон Мусихин (начальник Департамента городского хозяйства), заместитель начальника Департамента градостроительства по вопросам архитектуры Александр Борисовский и другие специалисты администрации.

Александр Сазонов – экскурсовод с солидным стажем: экскурсии по Вологде он проводит с 1977 года. После перестройки, когда туристов стало ощутимо меньше, он ступил на писательскую стезю. Его первая книга, посвященная Вологде, – «Такой город в России один» – вышла в 1993 году и стала краеведческим бестселлером. Она неоднократно переиздавалась – кстати, очередное издание, исправленное и дополненное в соответствии с событиями последних лет, вышло совсем недавно в издательстве «Древности Севера». Для мэра города и его коллег обзорная экскурсия по Вологде, в ходе которой говорили об истории, культуре и сегодняшнем дне, – удачная возможность взглянуть на город как глазами горожанина и туриста, так и глазами администратора, от которого зависит решение многих насущных вопросов городской жизни. О них и пойдет речь в нашем обзоре.

В Вологде – где?

Вологду часто называют культурной столицей Русского Севера, и архитектурный облик города роднит с этой территорией лаконичность каменного зодчества и богатство деревянного. Последнее, правда, сейчас больше представлено в книгах, чем на улицах. Многие новодельные строения только «кажутся» деревянными – на деле это кирпичные дома, обшитые вагонкой, а старинные деревянные здания пустуют, горят, разрушаются. Причем от подобной участи не застрахованы ни те, что являются образцами средовой застройки, ни те, что имеют статус памятников. Пример ценного образца вологодского деревянного зодчества, чья судьба сегодня волнует вологжан, – дом №32/40 на углу улиц Кирова и Мальцева (дом Смирнова). Дом имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, нуждается в серьезной реставрации, однако после расселения несколько лет пустует, а оконтуривание здания (закрытие оконных и дверных проемов и установка забора) было проведено собственником благодаря вмешательству общественности.

Пустуют сегодня и другие памятники федерального значения. Например, дом по ул. Герцена, 35 (дом Пузыревского-Пузана). Его историческая и культурная ценность неоспоримы. Гармоничность пропорций и стилевое единство делают его уникальным архитектурным объектом. Когда-то он принадлежал зятю грязовецкого помещика Платона Волкова, послужившего прототипом гоголевского Хлестакова, а 100 лет назад здесь размещалось американское посольство. Другой подобный пример – дом Засецкого по ул. Ленинградской, 12/22.

«Живите в доме – и не рухнет дом»

Противоположные примеры – когда памятник деревянного зодчества имеет хозяина – подтверждают правоту этих слов поэта Арсения Тарковского. Среди этих зданий – дом Волкова по ул. Ленинградской, 28, где сегодня размещается музыкальная школа, дом Левашова по ул. Герцена, 37 – там работают Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области и АУК ВО «Вологдареставрация», дом по ул. Герцена, 36, где находится музей композитора Валерия Гаврилина и поэта Николая Рубцова. Кстати, этот дом и соседний, 38-й являют собой уникальный, чисто вологодский тип деревянного дома – двухэтажный, с открытым балконом на втором этаже, щедро украшенный резьбой.

В доме № 5 по ул. Засодимского (дом Якубовой) с 2011 года находится центр народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад». «Туристам я обычно советую покупать сувениры именно здесь, – говорит Александр Сазонов. – Тут они не общерусские или, не дай бог, китайские, а самые что ни на есть вологодские – сделанные вологодскими мастерами. Здесь на протяжении нескольких лет проходили встречи мастеров, выставки, мастер-классы. Хотелось бы, чтобы этот центр оставался уникальным оазисом народных традиций».

Другой удачный пример сохранения деревянной архитектуры – предпринятая в 1960-е годы попытка создать в районе улицы Маяковского своего рода музей под открытым небом. Перестройка поставила крест на этих планах, но несколько ценных с точки зрения архитектуры объектов были перенесены сюда из других мест.

«Как бороться с уничтожением исторической деревянной застройки? – размышляет Александр Сазонов. – Прекратить эту порочную практику можно одним росчерком пера мэра: обязать на месте уничтоженного объекта культурного наследия строить только его точную копию. На протяжении многих лет я говорил это всем руководителям города – они соглашались, но дальше этого не шло. Будем надеяться, что ситуация изменится в связи с поправками в ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия», внесенными летом прошлого года: теперь на месте утраченного объекта культурного наследия капитальное строительство запрещено».

Откуда есть пошла Вологда, и куда ведет дверь

Предполагаемое место основания города Вологды – так называемая Ленивая площадка, где теперь стоит памятник 800-летию. С площадки памятника открывается один из самых красивых видов на левый берег Вологды, на реку и на Софийский собор с колокольней. Дата основания города – 1147 год – служит точкой отсчета возраста Вологды, однако не подтверждена ни письменными источниками, ни археологическими находками. Первое упоминание о Вологде относится к 1264 году – город упомянут в переписке тверского и новгородского князей. За последние 70 лет в окрестностях было проведено множество раскопок, на поверхность были подняты тысячи предметов XII–XIII веков, но при этом не было обнаружено ни одного артефакта, который был бы приметой исключительно XII века, а в XIII вышел из употребления. В 2015 году неподалеку от этого места была сделана эпохальная для российской археологии находка – первая вологодская берестяная грамота конца XIII – начала XIV века. Вологда стала десятым городом на Руси, где такой документ был обнаружен.

За последние годы на благоустроенном участке набережной недалеко от памятника 800-летию Вологды в дополнение к историческим достопримечательностям выросло несколько арт-объектов, призванных стать точками притяжения для вологжан и туристов. Среди них – памятник легендарному основателю города Герасиму, кованая скамейка «Посидим, поокаем», кованая «Дверь в…», декоративная мельница, а ближе к Софийскому собору – памятник букве О, еще одно напоминание об окающем вологодском говоре. На улице Сергея Орлова поселилась птица Говорун.

«Объяснить смысл некоторых из этих арт-объектов бывает очень трудно, – признается Александр Сазонов. – Почему Герасим изображен в таком миниатюрном виде? Куда ведет дверь, стоящая посреди улицы? Придумать ответы на эти вопросы сложно, приходится выкручиваться. Про Говоруна, например, мои молодые коллеги говорят, что это памятник вологодскому экскурсоводу. Однако здесь мне удалось найти более глубокие связи. Птица Говорун – персонаж Кира Булычёва, у которого есть сборник рассказов «Чудеса в Гусляре». Под городом Гусляром подразумевается Великий Устюг, в рассказах не раз упоминается Вологда, а фамилии всех действующих лиц взяты из Памятной книжки Вологодской губернии за 1914 год. Буква О, наверное, и вправду достойна памятника: она не только напоминает о вологодском оканье, но и является самой частотной буквой русского алфавита. С мельницей и дверью – сложнее». По мнению краеведа, установка подобных арт-объектов должна быть серьезно обоснована, и нет смысла перенасыщать ими пространство, и без того исторически и культурно насыщенное: «Сейчас они устанавливаются по принципу «дареному коню в зубы не смотрят» – что предложили, то и поставили. Инициатива мастеров, конечно, достойна уважения, но, наверное, правильнее было бы составить перечень арт-объектов, которые действительно добавили бы городу привлекательности. Чтобы среди всё более современной застройки люди не забывали об «историчности» земли, по которой они ходят».

«Как из своду туповатого упадала плинфа красная…»

Если говорить о памятниках и памятных знаках, то еще несколько лет назад Александр Сазонов предложил установить в Вологде памятник строителям Вологодской крепости, 450-летний юбилей которой можно было бы отмечать до 2020 года. Как известно, расцвет города связан с именем царя Ивана Грозного, включившего Вологду в число опричных городов и даже, по легенде, думавшего перенести сюда столицу. По его приказу в городе было начато строительство крепости – кремля, который должен был стать в два раза больше московского. Однако грандиозным планам не суждено было осуществиться: знаменитая вологодская легенда объясняет это тем, что во время строительства Софийского собора с потолка сорвался кирпич – «плинфа красная», упавшая «в мудру голову во царскую». Последнее, конечно, преувеличение – ведь весила эта плинфа 8,5 кг. Но царь всё равно разгневался и покинул Вологду, отдав напоследок приказ разобрать недостроенный собор – к счастью, приказ не был исполнен. А строительство крепости остановилось, в начале XIX века разобрали то, что от нее к тому времени оставалось. Хорошими площадками для памятника строителям Вологодской крепости могли бы стать перекресток улиц Чехова и Предтеченской, где река Золотуха по велению Ивана Грозного поменяла направление течения, или перекресток улиц Мира и Октябрьской, где должны были стыковаться две стены так и не построенной крепости.

Вологда – «масляная река»

До революции роль главной площади Вологды как губернского центра играла Плац-парадная – сегодня часть этого пространства занимает Кировский сквер. Одной из своих сторон площадь выходит на берег Вологды. Кстати, название реки является финно-угорским по происхождению и толкуется неоднозначно. Александр Сазонов говорит, что ему ближе перевод «масляная вода» – воды Вологды темные, илистые, как и у многих северных рек. Полвека назад здесь можно было видеть интереснейший объект – деревянный Красный мост, построенный в 1847 году, место чрезвычайно притягательное для вологжан. Здесь смотрели весной на ледоход, прогуливались, летом – купались. В 1970 году он попал в кадры фильма «Достояние республики», снимавшегося в Вологде, а через год был разобран. Заменивший его пешеходный мост – один из трех вологодских мостов, связывающих два берега реки. Кстати, сегодня со стороны площади к мосту примыкают киоски, которые не украшают это место и затрудняют движение транспорта, и экскурсовод призвал сотрудников мэрии подумать об этой проблеме. (От редакции добавим, что 11 мая возникла еще одна проблема, более серьезная: со стороны Заречья на мосту образовался провал – обрушилась плита.)

«В любом городе, где есть река, набережная является одной из главных улиц, – подчеркивает Александр Сазонов. – На набережных находятся важнейшие видовые точки города, здесь сконцентрированы примечательные в архитектурном отношении светские и церковные здания. Несколько лет назад участок Пречистенской набережной на правом берегу реки был реконструирован и лишился традиционной для Вологды растительности по берегам. В ближайшее время предстоит реконструкция участка Набережной VI Армии по левому берегу, и среди горожан идут споры о том, стоит ли эту набережную в Заречье делать такой же, как на правом берегу. У меня на этот счет компромиссное мнение: берега не должны быть голыми, но хорошо было бы сделать так, чтобы летом деревья не скрывали полностью архитектуру».

«Строго на север, порядка пятидесяти метров, расположен…»

Обычно экскурсия по городу, по словам Александра Сазонова, занимает как минимум три часа – у нас есть на что посмотреть и есть о чем рассказать. Но долгая прогулка может заставить столкнуться с деликатной проблемой – отсутствием общественных туалетов. Экскурсовод вспоминает: «Во времена моего детства в центре Вологды было два общественных туалета, – один за зданием поликлиники №1, которая тогда находилась в доме №2 по улице Марии Ульяновой, другой – на углу улиц Пушкинской и Лермонтова, а в более давние времена – на месте, где сейчас сквер вокруг Вечного огня». В ближайшее время – к Дню города, который пройдет в конце июня – городские власти планируют восстановить общественный туалет на улице Мира, рядом с магазином «Детский мир». Но одного такого объекта для центра города, где регулярно проходят массовые праздники и где прежде всего бывают туристы, явно недостаточно.

«Умели деды строить грады…». Вместо заключения

«Гости, которые приезжают в Вологду сегодня, опоздали приехать лет на пятьдесят, – с грустью замечает Александр Сазонов. – Вологда сейчас, в отличие от Великого Устюга и Тотьмы, не производит того целостного впечатления, которое производила тогда. Несмотря на это, туристы оставляют хорошие отзывы, но нам надо понимать следующее. Этим отзывам Вологда обязана тем трем процентам городской застройки, которые составляют сегодня объекты культурного наследия. Из 6,5 тысяч зданий это порядка 200. Без комментариев понятно, как нужно относиться к этим оставшимся 3%. И если полностью запретить точечное строительство в историческом центре нельзя, то давайте хотя бы строить красиво – так, чтобы новые здания гармонировали с городской средой и были созвучны духу Вологды. Помечтаем о том времени, когда лет через 50 мой будущий коллега закончит свою экскурсию теми же стихами Сергея Орлова, которыми обычно заканчиваю я, говоря об архитектуре прошлого:

Умели деда строить грады
И веси на Руси Святой.
Стоят они, очей отрада,
Красой равняясь с простотой
.

Светлана Гришина