Накануне Дня памяти и скорби под открытым небом в Вологодском кремле в рамках XIV театрального фестиваля «Голоса истории» Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М. М. Бровуна представил спектакль «…И превратились в белых журавлей».

…В кромешной тьме слышны треск старого патефона и мелодия романса, а дальше, сквозь помехи, раздаются звуки снарядов и вой авиации. Перед зрителями возникают трое молодых ребят, которые очнулись в мире «светлого будущего», где трава растет идеально зеленой и ровной, где щука дружит с карасем, ястреб умеет ворковать, а люди совершают только добрые поступки и не носят имен, так как все равны. И только внезапные вспышки неестественно яркого света нарушают эту стерильную гармонию и являют обрывки памяти. Воспоминания врываются к молодым людям видениями из песка, рисованную анимацию из которого создала художница Татьяна Горина. Это одновременно счастливые и горькие моменты, ушедшие навсегда: беззаботное детство на качелях, мама и родной дом, любимая девушка. У каждого из героев есть не только имя, но и прошлое, которое разрушила война.

В «земной» жизни три солдата времен Великой Отечественной войны – студент четвертого курса политеха Алексей, простодушный башкир Ринат по прозвищу «Бешбармак» и солдат Вермахта Зигфрид видели друг друга всего несколько секунд в первом и последнем для них бою. История каждого из них – это история конца. «Двадцать лет жизни и двадцать секунд, чтобы отдать эту самую жизнь», – с горечью говорит один из них. А другой вспоминает: «Мой командир сказал, чем больше я убью врагов, тем скорее наступит светлое будущее, и каждый убитый враг – это шаг навстречу к этому самому будущему».

Они задают друг другу страшные и хлесткие вопросы: кто первый напал и нарушил все договоренности?, зачем они убили друг друга?, наступило ли «светлое будущее» после их гибели?..

И не в силах добраться до правды и найти ответы они вдруг понимают, что оказались вместе лишь на один миг, который сами называют «наносекундной вспышкой». В этом измерении для них важно одно: продолжить свой путь без войны. И они соглашаются друг с другом в том, что больше не хотят этого призрачного «светлого будущего», а хотят обратно, в свой двор с качелями, в отчий дом, в родной аул.

В спектакле нет декораций: единственный реквизит – заполненный песком треугольник, ограничивающий сценическое пространство. И если в самом начале актеры очнулись в «светлом будущем» невинно-чистыми, в белых одеждах, то к концу постановки, под грузом свалившихся воспоминаний, они все измазаны в грязи, как будто несколько суток пролежали в окопах. Песок в спектакле – еще и символ текущего времени, символ прошлого, ускользающей памяти.

Четвертый герой спектакля – безмолвная девушка в белом, которая внезапно появляется и так же внезапно исчезает, покидая границы треугольника. Она словно некий проводник между прошлым и настоящим. В конце спектакля, оставшись одна в треугольнике, она так же молчаливо и равнодушно разравнивает граблями песок, будто стирая следы трех судеб героев.

«…И превратились в белых журавлей» – это светлая и трогательная история о том, как важно получить второй шанс, как сложно уметь признать свои ошибки и научиться прощать, и как один миг может перевернуть жизнь.

Притча о любви и смерти по пьесе Александра Селина «Светлое будущее» впервые была показана на сцене Донецкого драмтеатра в 2012 году. «…И превратились в белых журавлей» стал одной из первых серьезных режиссерских работ Василия Маслия. Спустя время спектакль снова вернулся в репертуар Донецкого драмтеатра, а вчера был показан и вологодскому зрителю. На пресс-конференции режиссер Василий Маслий признался, что Консисторский двор Вологодского кремля – не лучшая площадка для показа. Но несмотря на холод, актеры остались довольны своей работой, а вологжане провожали артистов со сцены криками «браво».

Теги: Голоса истории
Кристина Страмова

Новости по теме