Зрители XIV Международного театрального фестиваля «Голоса истории» восторженно приняли спектакль «Васса» петрозаводского театра «Творческая мастерская». Вологжане аплодировали артистам стоя, вновь и вновь вызывая на сцену.

Этот спектакль появился в репертуаре театра полтора года назад и уже завоевал признание не только у зрителей, но и у театральных экспертов. «Васса» вошла в лонг-лист «Золотой маски – 2018», получила три актерских награды на Российском фестивале им. М. Горького в Нижнем Новгороде, приняла участие в «Больших гастролях» и приглашена на несколько международных российских фестивалей.

Зрители увидели второй вариант горьковской пьесы 1935 года, где автор обострил тему классовой борьбы и изменил название с «Матери» на «Вассу Железнову». Режиссер спектакля Сергей Стеблюк сравнивает пьесу с романом Гарсиа Маркеса «Любовь во время чумы». Бациллой разрушения, как бубонной чумой, заражено всё вокруг, сотрясаются основы прежней жизни, но любовь – пусть исковерканная и истерзанная – продолжает вершить свои деяния. И итог непредсказуем.

«Зверь» и «богатырь», «Вася» и «просто человеческая женщина» – так по-разному называют Вассу в спектакле. Она состоятельная и влиятельная судовладелица, женщина с железным характером. Дело всей жизни передать ей некому: муж Сергей – спившийся капитан и игрок, которому грозит каторга за растление малолетних, брат Прохор – беспечный прожигатель жизни, а из девяти детей выжило только трое – две дочери (Наталья спивается, а Людмила – полудитя) и сын Федор, умирающий за границей. Вся ее надежда и оправдание – внук Коля, сын Федора и беглой революционерки Рашель. Пытаясь спасти дом от позора, она вынуждает мужа принять яд. Но от катастрофы семью это не спасает, это было лишь ее начало.

Часто из Вассы делают этакую Кабаниху или, как сказали бы сегодня, хладнокровную бизнес-вумен, готовую идти по головам к своей цели. Но Горький писал пьесу о матери, о женщине, которая стала главой семейства не по своей воли, а скорее по необходимости. И от этого огромного хозяйства она давно устала: «Когда муженек мой все пароходы, пристани, дома, все хозяйство в одну ночь проиграл в карты, я обрадовалась! Да, верь не верь, обрадовалась. Он, поставив на карту последний перстень, воротил весь проигрыш, да еще с лишком». Эта героиня неоднозначная, но вызывающая сострадание. За все она уже заплатила своей женской долей. Васса хорошо скрывает, но понимает весь ужас своего поступка, и поэтому рассказывает дочерям, как любила Сергея Петровича и как терпела унижения, побои, гулящих девок в доме – она ищет себе оправдание.

В пьесе Горького Вассе противостоит ее невестка Рашель, приехавшая забрать сына. По сути, Васса хочет воспитать из Коли купца, а Рашель – революционера. Но в постановке Стеблюка фанатичное стремление к достижению собственных целей напротив сближает Вассу и Рашель. И в споре Рашели и Вассы авторские и зрительские симпатии на стороне последней.

Когда Васса внезапно умирает, семья воспринимает это совершенно равнодушно. Брат Прохор и секретарша Анна озабочены лишь наследством, и только слабоумная Людмила оплакивает мать.

«Васса внушала мне и чувство сострадания, и ужас, и даже омерзение, но, пожалуй, над всем превалировало сострадание»,– так говорила о героине первая исполнительница Вассы Фаина Раневская. Можно ли оправдать убийство во имя высокой цели, решит зритель.

Теги: Голоса истории, театр драмы РК «Творческая мастерская», максим горький, Васса
Влада Кустова

Новости по теме