Спектакль для взрослого зрителя «Письмовник» на сцене вологодского «Теремка» представили зрителям актеры Московского детского камерного театра кукол. Кукольную вариацию по роману Михаила Шишкина создал режиссер-постановщик Борис Константинов, главный режиссер ГАЦТК им. С.В. Образцова, лауреат национальной премии «Золотая маска».

«Письмовник» — это спектакль в эпистолярном жанре, сокровенный разговор двух близких людей сквозь время, через войну и быт, вопреки километрам и календарям, длиною в любовь.

Рыжеволосая Сашка, нежная мечтательница, в письмах к Вовке-морковке, как она его шутливо называет, легко и буднично рассказывает о детстве, родителях, приоткрывает свои «девичьи шкатулки» с секретами. За этой наивной и доверчивой искренностью скрываются горечь от того, что мама недолюбила и чувство несправедливости, рожденное одиночеством и неустроенностью жизни. И когда она признается своему любимому: «Ты сейчас так далеко, что совсем не страшно тебе все рассказать», становится понятно, что эта переписка для неё не просто способ обратить на себя внимание, но и желание поделиться внутренней болью и даже смысл жизни. «Я живу от письма до письма, если бы тебя не было, я бы утонула в самой себе», – признается героиня.

Володя шлет весточки своей милой Сашке с русско-китайской войны. По-солдатски грубовато, порой не стесняясь в выражениях и с щедрой долею юмора, он описывает чудовищные реалии военных действий и своей жизни в казарме.

Герои не просто пишут друг другу письма, они слышат и чувствуют друг друга, несмотря на все, что их разделяет – время, пространство, а потом и смерть… Последней весточкой от Вовки-морковки стала похоронка. У Сашки «внутри все оборвано», но она продолжает ему писать. Только теперь эти письма отправляются по метафоричному адресу – или на небо, или во Вселенную, или просто в зал к зрителям. Володя навсегда остался молодым, а Саша живет дальше – сходится с другим мужчиной, теряет еще неродившегося ребенка, расстается, стареет, хоронит родителей. И вот она уже на грани сумасшествия: лепит ребёнка из снега и якобы с ним живет. Ее история о том, как жизнь проскользнула…

До самого конца спектакля герои остаются на одной сцене и создается впечатление, что они проросли друг в друга, только Сашка из озорной девчонки превратилась в женщину с потухшим взглядом и тяжелым настоящим, а Вовка – в вестника с небес. Он говорит: «Мы расстались совсем недавно, это время протянулось годами, ты держись, я вернусь, вот увидишь, все будет хорошо. Ведь всё на свете должно заканчиваться так — мужчина, пройдя испытания, возвращается к любимой и кладет ей голову на колени». Под занавес спектакля герои так и сидят: вместе, и он положил голову ей на колени...

Интересный персонаж спектакля – наперсница, она же чудачка и вестница, которая рядом в самые переломные моменты жизни героини. Остальных действующих лиц в спектакле играют рисованные куклы. За счёт механизма и по щелчку актеров за ширмой, они принимают полноправное участие в этой театральной круговерти: бойко передвигаются, «демонстрируют» характер персонажей и даже выражают эмоции. Вообще в спектакле символичен каждый предмет, каждый звук, каждое движения на сцене. Простые декорации ее комнаты и его казармы таят в себе особенные смыслы и трактовки. Шкаф с разбитыми стеклами, дверь на улицу – как портал в другое время. А веревка, на которой сушится белье, может символизировать собой линию жизни. Лестница же, как символ пути наверх, к небесам. Удивительное музыкальное сопровождение позволяет зрителям погрузиться в мир переживаний главных героев, прочувствовать вместе с ними радость и любовь, ненависть и одиночество. Спектакль «Письмовник» о парадоксах: бессилии слова и его роли, сути временного и вечного...

«Мы ставили «Письмовник» как эксперимент, но не для того, чтобы просто рассказать и проиллюстрировать роман, а чтобы затронуть, что называется, «болевую точку». Актерам было сложно, они понимали, что зыбкий кукольный мир не всегда справляется с бытовой структурой романа. И мы сделали акценты на сильных смысловых вещах произведения. И именно на спектакле у вас, в Вологде, я увидел реакцию зрителей не на какие-то театральные придумки, а именно на смыслы, которые вложил автор. Это значит, что публика пришла подготовленная», – поделился режиссер-постановщик спектакля «Письмовник» Борис Константинов. Также он признался, что Вологда – это благодатная земля, куда тянет. Оказалось, что исполнительница главной роли Сашки – Елена Лесникова училась в вологодской школе №30. Ее первыми наставниками по театральному искусству во время занятий в ТЮЗе стали известные вологодские актрисы Валентина Бурбо, Августа Кленчина, Кира Осипова, преподаватель по сценической речи Татьяна Слинкина. Родители Елены до сих пор живут в Вологде. «Я чувствовала особенную энергетическую силу, потому что знала, что в зале мои близкие люди», – рассказала актриса. 

По результатам голосования «Письмовник» удостоен звания «Лучший спектакль» специальной программы театров кукол. Также спектакль отмечен специальным призом критиков.

Теги: Голоса истории
Кристина Страмова

Новости по теме