12+

«Только ненаписанные письма не доходят до адресата», – уверены актеры Московского детского камерного театра кукол

Спектакль для взрослого зрителя «Письмовник» на сцене вологодского «Теремка» представили зрителям актеры Московского детского камерного театра кукол. Кукольную вариацию по роману Михаила Шишкина создал режиссер-постановщик Борис Константинов, главный режиссер ГАЦТК им. С.В. Образцова, лауреат национальной премии «Золотая маска».

«Письмовник» — это спектакль в эпистолярном жанре, сокровенный разговор двух близких людей сквозь время, через войну и быт, вопреки километрам и календарям, длиною в любовь.

Рыжеволосая Сашка, нежная мечтательница, в письмах к Вовке-морковке, как она его шутливо называет, легко и буднично рассказывает о детстве, родителях, приоткрывает свои «девичьи шкатулки» с секретами. За этой наивной и доверчивой искренностью скрываются горечь от того, что мама недолюбила и чувство несправедливости, рожденное одиночеством и неустроенностью жизни. И когда она признается своему любимому: «Ты сейчас так далеко, что совсем не страшно тебе все рассказать», становится понятно, что эта переписка для неё не просто способ обратить на себя внимание, но и желание поделиться внутренней болью и даже смысл жизни. «Я живу от письма до письма, если бы тебя не было, я бы утонула в самой себе», – признается героиня.

Володя шлет весточки своей милой Сашке с русско-китайской войны. По-солдатски грубовато, порой не стесняясь в выражениях и с щедрой долею юмора, он описывает чудовищные реалии военных действий и своей жизни в казарме.

Герои не просто пишут друг другу письма, они слышат и чувствуют друг друга, несмотря на все, что их разделяет – время, пространство, а потом и смерть… Последней весточкой от Вовки-морковки стала похоронка. У Сашки «внутри все оборвано», но она продолжает ему писать. Только теперь эти письма отправляются по метафоричному адресу – или на небо, или во Вселенную, или просто в зал к зрителям. Володя навсегда остался молодым, а Саша живет дальше – сходится с другим мужчиной, теряет еще неродившегося ребенка, расстается, стареет, хоронит родителей. И вот она уже на грани сумасшествия: лепит ребёнка из снега и якобы с ним живет. Ее история о том, как жизнь проскользнула…

До самого конца спектакля герои остаются на одной сцене и создается впечатление, что они проросли друг в друга, только Сашка из озорной девчонки превратилась в женщину с потухшим взглядом и тяжелым настоящим, а Вовка – в вестника с небес. Он говорит: «Мы расстались совсем недавно, это время протянулось годами, ты держись, я вернусь, вот увидишь, все будет хорошо. Ведь всё на свете должно заканчиваться так — мужчина, пройдя испытания, возвращается к любимой и кладет ей голову на колени». Под занавес спектакля герои так и сидят: вместе, и он положил голову ей на колени...

Интересный персонаж спектакля – наперсница, она же чудачка и вестница, которая рядом в самые переломные моменты жизни героини. Остальных действующих лиц в спектакле играют рисованные куклы. За счёт механизма и по щелчку актеров за ширмой, они принимают полноправное участие в этой театральной круговерти: бойко передвигаются, «демонстрируют» характер персонажей и даже выражают эмоции. Вообще в спектакле символичен каждый предмет, каждый звук, каждое движения на сцене. Простые декорации ее комнаты и его казармы таят в себе особенные смыслы и трактовки. Шкаф с разбитыми стеклами, дверь на улицу – как портал в другое время. А веревка, на которой сушится белье, может символизировать собой линию жизни. Лестница же, как символ пути наверх, к небесам. Удивительное музыкальное сопровождение позволяет зрителям погрузиться в мир переживаний главных героев, прочувствовать вместе с ними радость и любовь, ненависть и одиночество. Спектакль «Письмовник» о парадоксах: бессилии слова и его роли, сути временного и вечного...

«Мы ставили «Письмовник» как эксперимент, но не для того, чтобы просто рассказать и проиллюстрировать роман, а чтобы затронуть, что называется, «болевую точку». Актерам было сложно, они понимали, что зыбкий кукольный мир не всегда справляется с бытовой структурой романа. И мы сделали акценты на сильных смысловых вещах произведения. И именно на спектакле у вас, в Вологде, я увидел реакцию зрителей не на какие-то театральные придумки, а именно на смыслы, которые вложил автор. Это значит, что публика пришла подготовленная», – поделился режиссер-постановщик спектакля «Письмовник» Борис Константинов. Также он признался, что Вологда – это благодатная земля, куда тянет. Оказалось, что исполнительница главной роли Сашки – Елена Лесникова училась в вологодской школе №30. Ее первыми наставниками по театральному искусству во время занятий в ТЮЗе стали известные вологодские актрисы Валентина Бурбо, Августа Кленчина, Кира Осипова, преподаватель по сценической речи Татьяна Слинкина. Родители Елены до сих пор живут в Вологде. «Я чувствовала особенную энергетическую силу, потому что знала, что в зале мои близкие люди», – рассказала актриса. 

По результатам голосования «Письмовник» удостоен звания «Лучший спектакль» специальной программы театров кукол. Также спектакль отмечен специальным призом критиков.

Кристина Страмова