Мытищинский театр «ФЭСТ» сам по себе уникальный: начать с того, что их название – такое звучное, загадочное, «фестивальное», на самом деле – аббревиатура одного из факультетов Московского Лесотехнического института: факультет электроники и счётно-решающей техники, сокращенно – ФЭСТ. На этом факультете в далеких уже 1980-х годах группа студентов организовала кружок художественной самодеятельности, назвав его «Агитбригада ФЭСТ». После окончания вуза молодые инженеры не захотели «завязывать» с театром и почти полным составом поступили в Высшее театральное училище имени Щепкина.

«Возрастная часть нашей труппы имеет 2 диплома: по первому мы инженеры-системотехники, – рассказала на пресс-конференции в Вологде актриса театра Татьяна Полянская, заслуженная артистка России, одна из первых «фэстовцев» – выходцев с факультета. – После окончания вуза мы поняли, что хотим создать свой театр, но для этого нужно было получить профессиональное актерское образование. И наш бессменный худрук Игорь Шаповалов стал ездить по театральным вузам – «Щепка», «Щука», ГИТИС, ВГИК – чтобы нас взяли целой группой туда учиться. Ректор Щепкинского училища тогда согласился: времена были тяжелые, 1990-е годы, деньги были нужны всем. А мы предлагали набрать наш курс на платной основе. В то время наш театр специализировался на клоунаде, эстрадных программах, мы часто выступали в телевизионных программах, том же «Аншлаге», объездили полстраны – и все деньги, которые мы зарабатывали таким образом, мы тратили на обучение в «Щепке». Щепкинское училище существует при Малом театре, и поначалу мы столкнулись с настоящей волной неприятия и негодования, когда нас все-таки взяли на курс: мол, катастрофа, театр кончается, дипломы покупают… Но поскольку нам нужны были не дипломы, а образование, и мы пришли не мальчиками-девочками «с улицы», а людьми, понимающими, что хотим связать свою жизнь с театром, – мы так жадно впитывали все, что дают нам наши чудесные преподаватели, так старались, что сумели влюбить в себя педагогов. На втором курсе к нам на экзамен по театральному мастерству пришел весь цвет Малого театра во главе с его руководителем Юрием Соломиным. И когда мы показали наши отрывки, Соломин сказал нашим педагогам, что мы большие молодцы, и после этого на нас больше не было никаких нападок. Закончили мы «Щепку» с девятью красными дипломами из 14 обучающихся на курсе».

Закончив «Щепку», фэстовцы организовали свой театр, назвав его тем же именем – «ФЭСТ». После нескольких лет мытарств в поисках помещения для театра, труппе повезло: глава Мытищ, благоволивший к театральному искусству, отдал им здание бывшего кинотеатра, которое и стало домом для театра «ФЭСТ». Сейчас в труппе театра 11 актеров из той первой «студенческой» агитбригады, а также много молодых артистов, пришедших позднее и перенимающих опыт и знания у своих старших товарищей. Среди молодежи – режиссер Дмитрий Скотников, поставивший спектакль «Поцелуй власти», который театр «ФЭСТ» привез на XIV фестиваль «Голоса истории» в Вологду.

«Поцелуй власти» – спектакль, поставленный по пьесе американского писателя Джеймса Голдмена «Лев зимой», написанной в середине ХХ века. Пьеса Голдмена имеет удачную сценическую судьбу; ее ставили в разных театрах мира и дважды экранизировали: спустя 2 года после ее написания (1968) и в 2003 году – фильм был снят в США режиссером Андреем Кончаловским. На сцене пьесу обычно ставили как историческую костюмную драму. Театр «ФЭСТ» подошел к материалу по-новому, представляя вневременную историю, рассказанную современным языком – начиная от декораций и заканчивая совершенно чудесными костюмами – и перекликающуюся с событиями наших дней.

Это история, происходящая в XII веке в замке короля Англии Генриха II. По сюжету пьесы Генрих II, чья жизнь уже клонится к закату (ведь ему уже 50 лет!), собирает своих родственников в одном месте, чтобы назвать имя наследника трона. В его резиденцию прибывают три его сына – Ричард, Джеффри и Джон, находящаяся в опале жена Генриха Алиенора Аквитанская (которая провела 10 лет в тюрьме за участие в заговоре против мужа), любовница Генриха принцесса Алис, её брат, король Франции Филипп II Август. Каждый из трех сыновей надеется на трон, несмотря на то, что сам Генрих вроде бы благоволит младшему, Джону, а его жена Алиенора видит на месте будущего короля старшего сына, Ричарда. У каждого героя этой истории свои резоны и свои козыри. Генрих хочет посадить на трон Джона, но при этом не потерять Алис, которая, по уговору с ее братом – королем Франции Филиппом, должна выйти замуж за наследника. В противном случае Англия должна будет вернуть Франции одну из провинций, переданную как бы в приданое Алис. Генриху также важна и Аквитания, которой владеет его супруга Алиенора, и которую она не хочет отдавать Джону, если тот будет королем. Сама Алиенора жаждет получить свободу и это перевешивает все другие мотивы ее поступков. Герои отчаянно интригуют, ведут собственную игру, впутывая в нее других, объединяясь в коалиции то против Генриха, то против Алиеноры, то против Алис, меняют решения на ходу, выдумывая новые комбинации. Общение персонажей часто напоминает шахматную партию, где каждый пытается ввести своего визави в заблуждение и выиграть. На это намекает и сценография спектакля с использованием шахматных фигур в половину человеческого роста, превращающихся то в игрушки для украшения елки (дело происходит в канун Рождества), то в будуарные столики, то во что-то еще.

Однако сказать, что «ФЭСТ» показал спектакль о борьбе за власть будет не совсем правильным, а точнее, совсем неправильным. Это спектакль о взаимоотношениях людей в любую эпоху. О сложных, запутанных, прихотливых семейных взаимоотношениях, в которых накоплено множество взаимных обид и претензий, но несмотря ни на что осталось главное, на чем строится любая семья: любовь.

«Зачем современные драматурги берут исторические сюжеты? – рассуждает режиссер спектакля Дмитрий Скотников. – Интересен масштаб личности и необычные обстоятельства. Данная история на уровне человеческих взаимоотношений, в общем-то, понятна: одна женщина, другая женщина, мужчина, за которого они борются, одна моложе, другая старше, у одной прелесть юности, у другой опыт; есть дети, с которыми всегда конфликт. «Историчность» помогает придать этому конфликту остроту и необычность. Но нам хотелось, чтобы политика, борьба за трон были общим фоном для выпуклой истории о любви, о семье. Чтобы получилась история про людей, чтоб было видно, что сильными мира сего тоже движут совершенно обычные человеческие чувства».

«Вроде все глобально: люди правят судьбами других людей, – добавляет исполнительница роли Алиеноры Аквитанской Татьяна Полянская. – Но мы же не знаем, что происходит внутри. А то, что там, внутри, за этой общественно-исторической ширмой, личиной – иногда бывает важнее и мощнее внешнего. Уж простите меня за цитату из роли – есть у моей героини такая скабрезная фраза: «Вот, мои ангелы, какую роль в истории играет секс». И автор написал это не просто так. Человек есть человек. И не всегда его поступки (в том числе поступки исторических личностей) идут именно от разума и рациональности – часто во главе угла чувства и эмоции, и они бывают намного мощнее. И от этого бывают как ошибки, так и очень большие удачи. Наш спектакль, в общем, об этом и есть».

В этом спектакле нет проходных ролей, каждая из семи (а в спектакле всего 7 героев) тянет на бенефисную. Но, конечно, в центре все-таки находятся два героя – Генрих и Алиенора, которых исполнили заслуженные артисты России Игорь Калагин и Татьяна Полянская. За их работой на сцене наблюдать было одно удовольствие, настолько сочно и ярко были сыграны персонажи. Это бесконечная череда пикирований, взаимный обмен колкостями, диалоги, полные сарказма и едкого юмора, порой выливающегося в готовые афоризмы – и при этом постоянное присутствие на уровне ощущений какой-то невидимой нити, объединяющей проживших более 30 лет супругов, нашедшей зримое воплощение в финальной сцене, когда они сидят рядом, спина к спине, словно единое двухголовое существо. Как рассказал режиссер Дмитрий Скотников, работа актерского дуэта Калагин – Полянская оказалось большой школой для остальных молодых артистов, занятых в постановке.

Фэстовцы впервые побывали на вологодских «Голосах истории». Их очень заинтересовал формат спектаклей на открытом воздухе в историко-архитектурных декорациях, и они обещали подумать, какой спектакль они смогут сыграть в Вологодском кремле на следующем фестивале.

Теги: Голоса истории, театр ФЭСТ
Елена Легчанова

Новости по теме