12+

Спектакль «Страстотерпцы» представил Архангельский молодежный театр на «Голосах истории»

Драма в двух частях поставлена по одноименной пьесе драматурга, режиссёра, заслуженного артиста России Сергея Коковкина.

В основе сюжета – история царственного младенца, свергнутого с российского престола и сосланного с семьёй в Холмогоры, где им суждено было прожить 36 лет. У него много имен: Иоанн VI, Григорий, «известный арестант». Он вошел в историю как император-праведник: с самого детства, будучи в заточении более 20 лет, он много и усердно молился. Спектакль Виктора Панова поставлен по пьесе, основанной на истории жизни и тайне захоронения «известного арестанта». В 2008 году в Холмогорах якобы были обнаружены останки Иоанна VI. Находка вызвала бурю обсуждений и споров. 

«Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой», – писал историк Василий Ключевский. Тема взаимоотношений в царской семье остается актуальной и обсуждаемой среди многих историков, публицистов и деятелей культуры даже спустя несколько веков.

Жизнь главного героя не просто тяжела, а трагична. Образ Иоанна Антоновича представлен двумя актерами. Один воплощает реального героя – Иоанна VI, который всю жизнь провел в заточении, терпя унижения со стороны своих охранников. Второй – его альтер эго – Георгий. Он свободен.

Особого внимания заслуживает сценография спектакля, заслуга художницы Фагили Сельской. Царский дворец и казематы на сцене, что символично, объединены в единое пространство. Действие происходит только внутри «забора», а по обеим сторонам сидят зрители – максимально близко к происходящему, что делает их особо сопричастными. Вероятно, художник-постановщик определил это замкнутое пространство как границы человеческой свободы. Важной деталью в оформлении является огромное зеркало – его обрамление составлено из множества обломков багета. Оно становится неким порталом между тронным залом дворца и казематами в Холмогорах. Обращают на себя внимание костюмы героев: одежды страстотерпцев льняные, светлые, чистые. А вот охранники и заговорщики предстают на сцене в бумажных нарядах и черных одеяниях.

«Мы выбрали направление экспериментального театра, и очень здорово, что наш режиссер Виктор Панов не боится приглашать малоизвестных режиссеров. То, что получается в итоге, заинтересовывает зрителя, вызывает интерес и пробуждает обсуждения», – поделился актер Архангельского молодежного театра Евгений Шкаев.

Алёна Иванова, студентка филологического факультета ВоГУ