12+

«Науку побеждать» представил театр «Ковчег» на вологодских «Голосах истории»

Моноспектакль «Крыса тебе под мышку! или Наука побеждать» представил театр «Ковчег» из Санкт-Петербурга. Постановка основана на фактах биографии великого русского полководца Александра Суворова.

Суворов и сам «появляется» в спектакле – правда, в виде дружелюбной карикатуры в исполнении солдата Можаева, тоже Александра Васильевича, полного тезки своего знаменитого командира. Вместе с генералиссимусом Можаев пережил все этапы выдающейся военной кампании 1770-1790-х годов, когда был взят Измаил, совершен знаменитый переход через Альпы, когда Суворов со своей не знающей поражения армией продемонстрировал миру образец воинской славы, чести, человеколюбия и благородства.

Можаев в исполнении замечательного актера Андрея Балашова являет собой собирательный образ русского солдата, русского человека, терпеливого, невзыскательного, храброго и сметливого, иногда по-детски наивного, но, самое главное, великодушного. Неторопливо и обстоятельно ведет он свой рассказ – почти без горечи, но с иронией говорит о своей двадцатипятилетней солдатчине, с юмором и почтением рассказывает об эпизодах, когда довелось ему, солдату, видеть и говорить с Суворовым (чего стоит только эпизод с орущими ослами, мешающими спать генералиссимусу накануне решающего штурма Измаила, и идеей, как усмирить ревунов), с любовью и нежностью вспоминает единственную любимую свою женщину – жену Марфу Петровну, к которой и идет он, получив за подвиги на ратном поле трехдневный отпуск. Только вот не дождалась солдата жена, умерла в разлуке, и встретить солдата может лишь его дочь-сирота, похожая на мать как две капли воды...

Это спектакль, где сначала не надо думать – нужно только смаковать колоритную «солдатскую» речь («Крыса тебе под мышку!»), следить за непринужденным общением актера-солдата с залом (спектакль, что называется, интерактивный – Можаев даже учил зрителей штыковой атаке), слушать протяжно-печальные песни, в которых раскрывается все то, что герой не может или не хочет произносить вслух. Задумываешься уже в конце, и начинаешь вспоминать Толстого, Шолохова, Астафьева, всех-всех прочитанных ранее, и вновь приходить к выводу, что только русский солдат, всю жизнь воюющий, может всегда и во всех обстоятельствах оставаться человеком сугубо мирным.

Елена Легчанова