«Историю странствий и ожидания» увидели зрители XIV Международного фестиваля «Голоса истории» – театр кукол «Karlsson Haus» из Санкт-Петербурга показал в «Теремке» спектакль «Одиссей». Режиссером постановки является Алексей Лелявский (Белоруссия), лауреат национальной театральной премии «Золотая маска».

Все мы знаем историю Одиссея, хитроумного царя Итаки, героя Троянской войны, пережившего годы скитаний, чудом уцелевшего и вернувшегося домой. Но слово «герой» – не про нашего Одиссея. Тут история другая – семейная. Алексей Лелявский говорил о ней так: «У нас почему-то относятся к героям, как к неживым людям: как будто чувств, свойственных человеку, у них нет, ни в чем они не сомневаются, ни о чем не задумываются. Все они такие великие, героические. И когда вдруг встретился текст, в котором все наоборот (пьеса Кима Норвига), я очень обрадовался. Оказалось, что историю гомеровского Одиссея можно рассказать простым, понятным языком. Рассказать историю семьи: Одиссея – отца, Пенелопы – мамы, Телемаха – их сына. Рассказать о том, как это сложно – ждать и надеяться, и как это радостно – быть вместе».

Эту захватывающую и стремительно развивающуюся историю разыгрывают два актера: Михаил Шеломенцев и Илья Лисицын. Декораций тоже минимум: белые бочки на сцене превращаются в бушующие волны, скалы, острова и облака. Весьма условные фигуры персонажей древнегреческого эпоса переносят зрителей в мир героев Гомера, но в то же время оставляют пространство для фантазии: их визуальное решение благодаря художнику-графику Александру Вахрамееву несколько стирает грань между тогда и сейчас. «Куклы созданы с юмором, со вкусом, профессионально, они как будто немного не доделаны, и в этом есть определенный замысел», – отметил Михаил Шеломенцев.

На пресс-конференции Михаил Шеломенцев и Илья Лисицын заверили журналистов, что бочки, которые им не раз пришлось поднимать, были не тяжелые («когда играешь спектакль, об этом вообще не думаешь»), а также рассказали, что работа над «Одиссеем» продолжается постоянно.

Михаил Шеломенцев: «Алексей Лелявский зачастую ставит проблемные спектакли. «Одиссей» на первый взгляд кажется легкой историей для семейного просмотра. Но всё не так просто. Мы привыкли воспринимать «Одиссею», «Иллиаду», условно говоря, с пафосом. И здесь мы стремимся от этого пафоса уйти, рассказать про людей, про то, что сын 20 лет рос без отца. На первый план выходит не история подвигов, а история семейных отношений, любви, и это людям понятно, им интересно на это смотреть. Сначала мы сами воспринимали эту историю с открытым ртом, пытались осознать, что же хочет от нас режиссер. Это большой подарок для артиста театра кукол – работать в такой постановке. И этот спектакль до сих пор меняется, мы часто импровизируем в процессе игры».

Журналисты затронули тему кукольного и драматического театров, отметив, что все мужчины-актеры мечтают исполнить роль Гамлета, на что Михаил улыбнулся и ответил, что уже дорос до этого – у артиста свой моноспектакль «Wanted Hamlet», поставленный всё тем же Алексеем Лелявским. Илья Лисицын добавил: «Конечно, все хотят сыграть что-то грандиозное, на самом деле любой спектакль – это «Гамлет», каждая роль дается тяжело. Вам показалось, что «Одиссей» смотрится очень легко, а нас потом хоть выжимай, и сыграть легко – большой труд. Актерская профессия – вообще сложная штука. Да, многие хотят на драму, но я театр кукол ни на что не променяю».

Теги: Голоса истории
Юлия Шутова

Новости по теме