12+

Мир маленьких людей, богатых духом: спектакль «И дольше века длится день» привезли в Вологду участники объединения «Таратумб»

Спектакль «И дольше века длится день» по одноименному роману Чингиза Айтматова привезли в Вологду участники московского Творческого объединения «Таратумб». Постановка, созданная совместно с Музеем истории ГУЛАГа, стала победителем национальной премии «Золотая маска – 2018» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол». Накануне в вологодском «Теремке» ее увидели зрители фестиваля «Голоса истории».

Айтматов опубликовал свой роман в 1980 году, и тогда лишь немногие читатели догадывались, что названием ему послужила строчка из стихотворения Бориса Пастернака, которого в тот момент даже не упоминали. Но если у Пастернака речь идет о любви, то Айтматов наполняет эти слова эпическим смыслом, а роман – темами личной и исторической памяти. Для его героя Едигея прожитый день равнозначен вечности, а для автора прожитая жизнь отдельного персонажа, например Абуталипа, которому в спектакле уделяется основное внимание, – обращение к исторической судьбе народа.

«Я сотрудничала с Музеем истории ГУЛАГа как композитор, в его постоянной экспозиции звучат мои треки. У директора музея Романа Романова трое детей, и они ходили на наши детские постановки. В 2015 году они получили новое здание, где был современный камерный зал на 80 мест, и Роман предложил нам поставить там спектакль. Без поддержки музея мы бы не сделали эту постановку, просто не нашли бы средств. Роман стал нашим продюсером, он же сам читал все варианты инсценировок, потому что мы очень долго шли к финальному тексту. Но мы точно знали, кто у нас будет играть – материал легко раскладывался на актеров, с которыми мы сотрудничали десять лет», – рассказала режиссер и композитор спектакля Ольга Шайдуллина.

«Мы давно хотели поставить Айтматова. И после согласия музея начали искать художника, потому что для театра кукол художник – очень важная фигура. Мы пришли к признанному мэтру Виктору Никоненко, и он согласился. Куклы, используемые в спектакле, называются самофиксирующимися контактными марионетками. Благодаря шарнирам они могут, например, поднять руку, и она зафиксируется, а контактные они потому, что в действие их приводит не нить, не леска, а актер. Мы работали над спектаклем почти год, но активно на сцене, скажем так, три с половиной месяца, остальное – с художником, и много времени отняла инсценировка. Вы представляете – это огромный роман, в нем много линий, и мы решили на первый план вынести историю Абуталипа. Хотя да, там был и Чингисхан, и инопланетяне – мы, конечно, хотели всё, но тогда, во-первых, я не представляю, сколько бы шел спектакль, а во-вторых, возможно всё бы несколько размылось и было бы непонятно зрителю», – комментирует режиссер Антон Калипанов.

В основе спектакля – судьба семьи Абуталипа Куттыбаева, которую в 1953 году забросило в маленький станционный поселок среди бескрайней казахской степи. Бывший в плену Абуталип постоянно переезжал с места на место, но даже здесь, на Буранном полустанке, его «нашел» ложный донос. Второй важной линией является история Едигея и его верблюда, отсылающая к размышлениям о преемственности поколений, о боге и безбожии, о памяти и забвении. Пронзительную историю рассказывают 4 артиста и 9 кукол. В спектакле используются экспонаты Музея истории ГУЛАГа – вещи, собранные в экспедициях по местам бывших лагерей. За каждой арестантской миской, шахтерским фонарем со зловещих урановых рудников Чукотки, куском колючей проволоки, лопатой, кайлом стоит жизнь реального человека. Режиссеры признаются: работать с ними сначала было не по себе.

В одном из интервью Ольга Шайдуллина так охарактеризовала задумку постановки: «Мир степного поселочка в романе «И дольше века длится день» – очевидно кукольный, он населен маленькими людьми, богатыми духом. А мир внешний, который как бы их не касается и просто существует сначала где-то параллельно, – это мир больших людей с мелкими принципами. Поэтому актер, исполняющий роль Тансыкбаева (доносчика), работает только живым планом».

Творческое объединение «Таратумб» создано Ольгой Шайдуллиной и Антоном Калипановым в 2010-м году. В нем задействована группа актеров, которые работают на разных площадках. Основная часть репертуара объединения – детские спектакли.

Юлия Шутова