Спектакль «Живи и помни» Санкт-Петербургского театра «Мастерская», входящий в конкурсную программу XIV Международного фестиваля «Голоса истории», поставлен по одноименной повести Валентина Распутина. Опубликованная в 1974 году, эта повесть стала новым словом в литературе о Великой Отечественной войне. Один из главных ее героев – солдат, невольно совершивший дезертирство. Замученный тоской по дому и близким, Андрей пытается по пути из госпиталя на фронт хоть один день провести в родной деревне, но вскоре понимает, что не успеет вовремя оказаться в своей части и будет обвинен по «расстрельной» статье. Вынужденный скрываться в тайге, он тайно пробирается на двор родителей и встречается с женой Настёной, которая принимает его без слова упрека. Она понимает, что он вне закона, и тем не менее не колеблясь помогает ему. Их редкие и короткие встречи, ради которых Настёна очень рискует, несут им обоим прозрение: они наконец понимают, как много значили друг для друга и как мало ценили свое благополучие, пока его не разрушила война. Запоздалое счастье, которое они обретают в минуты мимолетных свиданий, оборачивается бедой. Забеременев, Настёна тоже оказывается в тупике, свекровь выгоняет ее из дому, а свёкор начинает догадываться о правде. Чтобы не навести односельчан на след Андрея, Настёна топится в Ангаре...

Объемный прозаический текст, в котором много слов от автора и много внутренней речи героев – сложный материал для постановки на сцене, однако он дает большой простор для поисков. Режиссер Григорий Козлов нашел способ превратить авторское повествование в «многолюдный» монолог. Все актеры, занятые в спектакле, ведут общий рассказ, и это разнообразие лиц, голосов и интонаций создает эффект динамичного действия, который нейтрализует статичность многих сцен спектакля. Эпизоды общения главных героев – Настёны (Арина Лыкова) и Андрея (Алексей Ведерников), Настёны и свёкра (Константин Гришанов) – воспринимаются совершенно по-другому: это драматически напряженные диалоги, понемногу раскручивающие пружину действия спектакля. Эмоциональный накал по мере приближения к финалу возрастает, и в итоге зритель остается один на один с трагизмом женской судьбы, искореженной войной.

Этическая неоднозначность ситуации, лежащей в основе сюжета повести Распутина, заставляет пристально приглядеться к главным ее героям, вслушаться в их полные страдания слова. Дезертирство Андрея его отец воспринимает однозначно – как позор семьи, однако автор повести не дает оценок его поступку – вместо этого он пытается понять его мотивы. Режиссер-постановщик и актеры идут вслед за автором, убедительно воспроизводя на сцене душевные муки человека, решившегося на крайность и оказавшегося в западне. Предельно эмоциональный разноголосый монолог, произносимый от лица Андрея то мужиками-односельчанами, то боевыми товарищами, обнажает его страх погибнуть, так и не увидев напоследок родителей и жены, не побывав в месте, где родился. Не трусость, а тоска по родине, которую он защищал на передовой четыре года, гонит его домой вопреки приказу. И вопреки опасностям идет ему навстречу Настёна, которая, не мудрствуя, исполняет заповедь быть с супругом и в горе, и в радости. В проникновенном монологе во время одного из свиданий с Андреем актриса Арина Лыкова создает убедительный образ терпеливой и самоотверженной женщины, готовой разделить со своим избранником любую судьбу.

В спектакле велика роль актерского ансамбля, все участники которого играют слаженно и четко. Прозаический текст, дробящийся на множество коротких реплик, произносимых разными людьми, начинает звучать как взволнованный диалог. В отдельных сценах актеры этой словесной массовки обретают лица, и картина войны приобретает всё новые детали, щемящие и страшные. Декорации к спектаклю нарочито «крестьянские» – длинные лавки (все сидящие на них равны перед судьбой), простое ложе, смутно похожее на гроб, но превращающееся в лодку, с которой бросается в воду Настёна. А над головами героев по всей длине сцены развешаны… деревянные зыбки. Эти пустые колыбели как постоянное напоминание о страстном желании Андрея и Настёны продолжиться в ребенке – желании, которое так и не сбывается, побежденное смертью. И как горькая мысль о тех детях, которым не суждено было родиться, потому что судьбы их родителей покалечила война.

Санкт-Петербургский театр «Мастерская» был открыт в 2010 году. Основу актерской труппы театра составил выпуск актерско-режиссерского курса СПбГАТИ под руководством профессора Григория Козлова, лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля искусств России. Работы учебной мастерской Театральной академии переросли масштаб популярных студенческих спектаклей – так родилась «Мастерская», уже сложившаяся труппа с разнообразным и содержательным репертуаром и большими планами на будущее. В первые же сезоны спектакли театра «Мастерская» покорили и публику, и критиков. В 2012 году театру был присвоен статус государственного. «Мастерская» живет и работает по принципам русского психологического театра. Самые разнообразные постановки на самом разном материале объединяет одно – искренний интерес к человеческому бытию, к человеческой душе и личности.

Теги: Голоса истории, Санкт-Петербургский театр «Мастерская», Григорий Козлов, Валентин Распутин, Живи и помни
Светлана Гришина

Новости по теме