«Мы точно споем вашу самую любимую песню», – уверенно заявили артисты «Июльансамбля». И спели. Но не потому, что музыкальные пристрастия вологжан оригинальными не назовешь, а потому что «Современный концерт» – это, что называется, must listen, песни, которые стали символами и документами своего времени, это песни, которые любили и пели. И зритель, пришедший на концерт не случайно, точно услышал «тех самых»: Edith Piaf, Ella Fitzgerald, Elvis Presley, The Beatles, Adriano Celentano, Bob Marley, Abba, The Doors, The Eagles, Michael Jackson, Nirvana, Eminem, Adele, и из родного – «Катюшу» и «Подмосковные вечера», «Миллион роз» Пугачевой, «Аукцион», Цой и «Тату» (да-да, «Нас не догонят»). Что-то было исполнено с большой любовью, что-то – карикатурно, но всё – очень искренне и без фальши.

В общем-то, формат не новый, но когда на сцене поют (а еще играют и лихо отплясывают) такие талантливые и увлеченные, такие «молодые и дерзкие», это безусловно подкупает. К тому же ребятам удалось во многом избежать шаблонов и предсказуемостей, и они по-честному отыграли свой собственный «Современный концерт», не превратив его в караоке или дискотеку для тех, кому за и не за.

По замыслу режиссера Виктора Рыжакова, «Современный концерт» – это попытка через реконструкцию времени и его музыкальной культуры собрать картину настоящего. Это способ осмыслить историю через голоса (музыку), и ответить на вопрос, что характерно для молодости во все времена? И Виктор Рыжаков отвечает так: «У молодежи всегда одна потребность – прожить эту жизнь по-другому, лучше, чем жили до них. Молодежь всегда требует свободы, всегда поет о любви, о мечте, о какой-то особенной вере или отчаянии перед невозможностью любить и быть любимым. Словом, молодость любит петь, а война любит молодость. На этом неразрешимом противоречии создается история на сцене».

Концерт сопровождает визуальный ряд с исторической хроникой, где взрываются бомбы, пикируют самолеты и маршируют военные. Из «мирного» был замечен только лучезарно улыбающийся Гагарин (но много ли заметишь, когда поет Elvis?). «Каждое политическое потрясение рождает протест; а он рождает субкультуру, которая формирует новую музыку. Зарождается фашизм, а молодые поют, разоблачается фашизм, а они поют, изобретают ядерное оружие, а они поют. И в этих песнях – протест против несовершенного мира, против желания отцов воевать, это песни о потребности человека любить и летать. Но спектакль происходит не на сцене, он должен произойти в зрительном зале», – рассказал В. Рыжаков.

Стоит отметить, что «Современный концерт» – своего рода логичное продолжение «Несовременного концерта», вербатима на тему старости. Это попытка зафиксировать уходящее, ускользающее время. Время, когда ритмы были совсем другими, когда часы были длиннее, а «деревья были большими». Да и сами люди, казалось бы, жили совсем иначе. Взгляд сегодняшнего поколения на поколение пап и мам, бабушек и дедушек, когда они были такими, как мы. «Несовременный концерт» зрители «Голосов истории» увидят уже сегодня в драматическом театре.

«Июльансамбль» – молодой коллектив, выросший из Мастерской худрука Центра им. Мейерхольда Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ (9-я студия МХАТ). Название театра связано с тем, что именно в июле студенты получили дипломы и стали профессиональными артистами. Также «Июль» – принципиально важная для команды пьеса Ивана Вырыпаева, с чьими текстами всю жизнь работает Виктор Рыжаков. И которые во многом сформировали театр Рыжакова.

Теги: Июльансамбль, Современный концерт, Голоса истории
Влада Кустова

Новости по теме