Первым конкурсным спектаклем XIV Международного фестиваля «Голоса истории» на открытой площадке стал «Царь Фёдор Иоаннович» Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова. Трагическая история последнего представителя династии Рюриковичей была показана в Консисторском дворе Вологодского кремля.

Если вершина мировой драматургии – это шекспировский «Гамлет», то вершина драматургии российской – «Царь Федор Иоаннович» писателя Алексея Толстого. Это вторая часть его драматической трилогии, куда входят еще «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис». Сам Толстой трагедию на сцене не увидел, она долгое время находилась под запретом цензуры и впервые была поставлена на профессиональной сцене в 1898 году, спустя 30 лет после написания. Сам Толстой считал «Царя Фёдора» лучшей из своих пьес, и именно с постановки этой трагедии началась история Московского Художественного театра. Почти все сценические вариации «Царя Фёдора» и особенно образ монарха вызывали споры. Правитель, который живет по совести, стремясь «всех согласить, всё сгладить» и проявить милосердие, – жалок он или свят? И «полезны» ли для царя всея Руси категории нравственные?

«Никогда после такого гневного, жестокого, могущественного государя не было такого кроткого и слабого, – писала современница Пушкина историк Александра Ишимова. – Царь Федор Иоаннович от природы был робок, застенчив и чрезвычайно набожен: одна мысль согрешить в чем-нибудь перед богом была так ужасна для него». За влияние на царя борются две силы – старинный боярский род Шуйских во главе с непримиримым гордецом Иваном Шуйским и прагматичный, жестокий и хитрый брат царицы Борис Годунов. Самоустранившись от политики, но при этом находясь в эпицентре лжи и политических интриг, царь стремится разрешить все конфликты с присущей ему любовью к ближнему, видя в каждом родного человека, и как ни странно, это оборачивается трагедией не только для него, но и для всей страны. Наделенный самыми высокими душевными качествами, царь Фёдор Иоаннович лишен воли и решительности и порой кажется совершенно недалеким. Тем не менее он уверенно утверждает: «Когда меж тем, что бело иль черно, избрать я должен – я не обманусь». Именно сердцем он способен понимать вещи, недоступные даже образованному и расчетливому Годунову, и это полное отсутствие эгоизма находит мощный отклик у зрителя.

Для Ульяновского театра «Царь Федор Иоаннович» – спектакль особенный. Об истории постановки рассказала директор учреждения Наталья Никонорова: «В этом году театр закрывает 232-й сезон, мы можем называть себя одним из старейших театров России. И последние три десятилетия театра связаны с именем народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Юрия Копылова. Он возглавлял театр и как художественный руководитель проповедовал только высокую драматургию – ставил Шекспира, Сартра, Гауфмана и, конечно, российских классиков. Он же обратился к трилогии Алексея Толстого. Спектакль «Монархи» был поставлен в театре в 1993-м году: целый вечер мы играли все три пьесы Толстого. Постановка была очень успешной, и с ней мы приехали в Вологду в 1995 году на III Международный фестиваль «Голоса истории».

Тогда ульяновский спектакль был удостоен наград во всех номинациях: режиссеру Юрию Копылову присудили один из пяти главных призов – «за глубокое гармоническое воплощение судьбы человека и судьбы народной», исполнителей ролей Бориса Годунова (Валерий Шейман) и Блаженной (Фарида Каримова) отметили специальными памятными наградами, а Владимир Кустарников за создание образа Федора Иоанновича получил приз Союза театральных деятелей России.

Тем не менее спектакль сошел со сцены и вернулся на нее спустя 10 лет, в 2015-м, благодаря актеру Владимиру Кустарникову. «Он отмечал 50-летний юбилей и попросил восстановить постановку. Спектакль сразу был отмечен критиками, это была его вторая жизнь. Но само приглашение на «Голоса истории» было для нас неожиданным, и я всегда немного комплексую, когда в фестивале участвует «спектакль-старожил», ведь фестиваль обычно предлагает зрителю какие-то открытия, новации. Я рада быть здесь и горда тем, что эта постановка может соревноваться со спектаклями последних лет», – поделилась Наталья Никонорова.

Владимир Кустарников исполнял роль царя Федора тогда и сейчас. Это самый популярный артист Ульяновского театра, и коллеги шутят, что он мог бы попросить гражданство в любой стране, где труппа бывает с гастролями. На протяжении 10 лет он получал приз зрительских симпатий по итогам сезона, и в театре решили это голосование отменить. «“Царь Федор Иоаннович” – его любимое детище», – рассказала Наталья Никонорова. В прошлом году с этим спектаклем актер уже увез награду «За лучшую мужскую роль» Международного фестиваля «У Троицы» (Сергиев Посад).

Теги: Голоса истории
Юлия Шутова, фото Татьяны Гамиловой

Новости по теме