12+

«Голоса истории» 23 года спустя: Ульяновский драматический театр вернулся в Вологду с «Царем Федором Иоанновичем»

Первым конкурсным спектаклем XIV Международного фестиваля «Голоса истории» на открытой площадке стал «Царь Фёдор Иоаннович» Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова. Трагическая история последнего представителя династии Рюриковичей была показана в Консисторском дворе Вологодского кремля.

Если вершина мировой драматургии – это шекспировский «Гамлет», то вершина драматургии российской – «Царь Федор Иоаннович» писателя Алексея Толстого. Это вторая часть его драматической трилогии, куда входят еще «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис». Сам Толстой трагедию на сцене не увидел, она долгое время находилась под запретом цензуры и впервые была поставлена на профессиональной сцене в 1898 году, спустя 30 лет после написания. Сам Толстой считал «Царя Фёдора» лучшей из своих пьес, и именно с постановки этой трагедии началась история Московского Художественного театра. Почти все сценические вариации «Царя Фёдора» и особенно образ монарха вызывали споры. Правитель, который живет по совести, стремясь «всех согласить, всё сгладить» и проявить милосердие, – жалок он или свят? И «полезны» ли для царя вся Руси категории нравственные?

«Никогда после такого гневного, жестокого, могущественного государя не было такого кроткого и слабого, – писала современница Пушкина историк Александра Ишимова. – Царь Федор Иоаннович от природы был робок, застенчив и чрезвычайно набожен: одна мысль согрешить в чем-нибудь перед богом была так ужасна для него». За влияние на царя борются две силы – старинный боярский род Шуйских во главе с непримиримым гордецом Иваном Шуйским и прагматичный, жестокий и хитрый брат царицы Борис Годунов. Самоустранившись от политики, но при этом находясь в эпицентре лжи и политических интриг, царь стремится разрешить все конфликты с присущей ему любовью к ближнему, видя в каждом родного человека, и как ни странно, это оборачивается трагедией не только для него, но и для всей страны. Наделенный самыми высокими душевными качествами, царь Фёдор Иоаннович лишен воли и решительности и порой кажется совершенно недалеким. Тем не менее он уверенно утверждает: «Когда меж тем, что бело иль черно, избрать я должен – я не обманусь». Именно сердцем он способен понимать вещи, недоступные даже образованному и расчетливому Годунову, и это полное отсутствие эгоизма находит мощный отклик у зрителя.

Для Ульяновского театра «Царь Федор Иоаннович» – спектакль особенный. Об истории постановки рассказала директор учреждения Наталья Никонорова: «В этом году театр закрывает 232-й сезон, мы можем называть себя одним из старейших театров России. И последние три десятилетия театра связаны с именем народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Юрия Копылова. Он возглавлял театр и как художественный руководитель проповедовал только высокую драматургию – ставил Шекспира, Сартра, Гауфмана и, конечно, российских классиков. Он же обратился к трилогии Алексея Толстого. Спектакль «Монархи» был поставлен в театре в 1993-м году: целый вечер мы играли все три пьесы Толстого. Постановка была очень успешной, и с ней мы приехали в Вологду в 1995 году на III Международный фестиваль «Голоса истории».

Тогда ульяновский спектакль был удостоен наград во всех номинациях: режиссеру Юрию Копылову присудили один из пяти главных призов – «за глубокое гармоническое воплощение судьбы человека и судьбы народной», исполнителей ролей Бориса Годунова (Валерий Шейман) и Блаженной (Фарида Каримова) отметили специальными памятными наградами, а Владимир Кустарников за создание образа Федора Иоанновича получил приз Союза театральных деятелей России.

Тем не менее спектакль сошел со сцены и вернулся на нее спустя 10 лет, в 2015-м, благодаря актеру Владимиру Кустарникову. «Он отмечал 50-летний юбилей и попросил восстановить постановку. Спектакль сразу был отмечен критиками, это была его вторая жизнь. Но само приглашение на «Голоса истории» было для нас неожиданным, и я всегда немного комплексую, когда в фестивале участвует «спектакль-старожил», ведь фестиваль обычно предлагает зрителю какие-то открытия, новации. Я рада быть здесь и горда тем, что эта постановка может соревноваться со спектаклями последних лет», – поделилась Наталья Никонорова.

Владимир Кустарников исполнял роль царя Федора тогда и сейчас. Это самый популярный артист Ульяновского театра, и коллеги шутят, что он мог бы попросить гражданство в любой стране, где труппа бывает с гастролями. На протяжении 10 лет он получал приз зрительских симпатий по итогам сезона, и в театре решили это голосование отменить. «“Царь Федор Иоаннович” – его любимое детище», – рассказала Наталья Никонорова. В прошлом году с этим спектаклем актер уже увез награду «За лучшую мужскую роль» Международного фестиваля «У Троицы» (Сергиев Посад).

Юлия Шутова, фото Татьяны Гамиловой