Наверное, не будет ошибкой сказать, что фестивальное кино – это особое явление киноиндустрии. Фестивальные кинопоказы всякий раз погружают в атмосферу необычного, и необычное это всегда разное. Конкурсная программа VIII фестиваля VOICES представила вологодским зрителям возможность ощутить особенный подход к показу и осмыслению реальности – путь, по которому идут создатели этих фильмов. Затрагивая острые проблемы современного общества, показывая драматизм человеческих отношений, порой заканчивающихся настоящей трагедией, кино побуждает увидеть жизнь с самых неожиданных сторон.

Большинство конкурсных фильмов рассказывает о жизни молодого поколения. Картина ирландского режиссера Фрэнка Берри «Майкл взаперти» (2018) ставит острую социальную проблему реабилитации бывших заключенных. Молчаливый и робкий Майкл по просьбе друга соглашается хранить наркотики. Конечно, он сразу попадается, его судят и отправляют в тюрьму. Тюремные «уроки» потрясают Майкла, но оказывается, что и на воле его ждет такая же жесткая борьба за выживание, которая в итоге вновь приводит его за решетку. Эта история показывает, что человек, однажды случайно попавший в криминальную среду, в тюрьме не только не исправляется, но на всю жизнь становится заложником этой системы. В процессе работы над фильмом Фрэнк Берри около полутора лет общался с бывшими заключенными в центре социальной реабилитации – это помогло ему показать нравы, царящие в тюрьме и в преступном мире, понять, по каким «законам» работает эта машина. Фильм высоко оценен критиками: он был удостоен «ирландского Оскара» – Премии Ирландской киноакадемии (IFTA).

О том, как трудно обрести себя заново, лишившись всего – и родины, и семьи – рассказывает фильм Жерминаля Ро «Фортуна» (Швейцария, Бельгия, 2018). В центре сюжета – острая для современной Европы проблема беженцев из африканских стран. 14-летняя эфиопка с говорящим именем Фортуна нашла приют в католическом монастыре в швейцарских Альпах. Она ничего не знает о судьбе своих родителей, с ужасом вспоминает утлое суденышко, на котором они пересекли Средиземное море. Насколько чужд ей тот мир, в котором она оказалась, подчеркивается на протяжении всего фильма разительным контрастом: чернокожая девочка и бесконечные белые снега. Фильм черно-белый (кстати, не единственный в фестивальной программе), и в этом читается особое послание зрителю. Отказываясь от возможностей современного цветного кино, режиссер словно возвращается к изначальной условности кинематографа, делая акцент на игру актеров и остроту проблемы. Финал картины, недосказанный и многозначный, говорит о возможности найти выход как в данном конкретном случае, так и в целом. На Берлинском кинофестивале фильм удостоен «хрустального медведя» как лучший художественный фильм для юношества.

По-настоящему трагически разрешаются подростковые проблемы в фильме бельгийского режиссера Фина Троха «Дом» (2016). У каждого из друзей-старшеклассников взросление протекает по-своему трудно. Показывая старшее и юное поколения разных семей, фильм обнажает и традиционные противоречия «отцов и детей», и страшные, извращенные проявления родительской власти и подросткового бунта. Очевидно, стремление показать жизнь подростковой тусовки изнутри побуждает режиссера использовать в фильме видеозаписи, сделанные на телефон. Эти «цитаты» делают просмотр и без того непростого фильма еще более сложным, но действительно дают возможность увидеть, чем и как живет молодое поколение.

Картина сербского режиссера Косты Ристича «Разбойники в поисках мамы» (2018) раскрывает иное воплощение детско-родительских отношений. Главные герои картины – беспризорные цыганские дети, живущие на улицах Белграда. Даже когда привычка к кочевой жизни в крови, потребность в семейном тепле остается, и дети пытаются обрести его в меру своих сил.

Другой аспект социальной проблематики затронут в фильме албанского режиссера Джентиана Кочи «Рассвет» (2018). Череда событий – одно другого больнее – загоняют Виолетту в угол. На руках у нее грудной ребенок, денег нет, с квартиры выгнали. Ей приходится перебраться жить в дом престарелой женщины, прикованной к постели, у которой она работает сиделкой. Но несчастья не отпускают ее, и однажды оказывается, что пенсия подопечной – единственный источник средств к существованию. В отчаянии она готова идти на всё, но вскоре обман вскрывается. В центре внимания в фильме – трагедия человека, которому неоткуда ждать помощи: это и главная героиня, и ее пациентка. Их лица, которые постоянно показываются крупным планом, отражают и страдание, и внутреннюю борьбу, и смертельную усталость от тягот жизни, и мимолетную радость.

Наверное, наиболее жизнеутверждающим из шести конкурсных работ VOICES стал единственный российский фильм – «Наш репетитор», представлять который приехал его режиссер и сценарист Антон Коломеец. Эта картина стала его дебютом в полнометражном кино. Коломеец выбрал довольно популярную тему любовных взаимоотношений молодых людей (вчерашних подростков) с женщинами в возрасте. По сюжету 17-летний юноша, готовясь к поступлению в вуз, находит женщину-репетитора по зарубежной литературе. Вспыхнувшая страсть и невозможность будущей совместной жизни, попытка преодоления условностей и неизменное возвращение к ним, вмешательство «третьих сил» – одноклассницы главного героя и близкого учительнице по возрасту соседа – делают картину драматически насыщенной и глубокой.

Кто станет победителем VOICES, узнаем уже сегодня!

Теги: VOICES
Светлана Гришина, Елена Легчанова

Новости по теме