Петербургская писательница Дина Бакулина рассказала юным вологжанам о том, как создавать рассказы в жанре фэнтези. Встреча прошла в Музее-квартире Василия Белова.

Современные детские писатели пишут либо для школьников начальных классов, либо совсем для маленьких деток, и книги для юношеского возраста их почему-то пугают. А вот Дина Бакулина создала два цикла сказок для школьников и одну повесть для подростков. Она как опытный педагог прекрасно знает старшую детскую аудиторию, разбирается в ее вкусах и пристрастиях. Поэтому ее повесть «Бегство Отщепенца» пользуется заслуженным успехом среди подростков.

Дина Бакулина прочитала ребятам первые главы повести. И дети, и взрослые, пришедшие на встречу, внимательно слушали любопытную историю подростка Робина. Этот мальчик живет в фантастическом мире, где после разрушительной войны оставшиеся люди разбились на три лагеря: злые и дикие маргиналы-отщепенцы, буржуазные обыватели-гуталинщики и светлые обитатели чудесной деревни. Главный герой повести, в раннем детстве попавший в пещеру к отщепенцам, находит силы и бежит из этого жуткого сообщества. На пути он преодолевает множество трудностей, ведь это единственный способ достигнуть «духовной вершины» – таинственного, волшебного Грота. «Бегство Отщепенца» – повесть-притча о преодолении страхов, движении от тьмы к свету.

Дети вместе с автором поразмышляли о возможных вариантах концовки произведения. Ребята активно высказывали предположения о том, кого встретит Робин на своем пути, кто сможет ему помочь или же, наоборот, помешает. Рассуждали, стоит ли сопереживать и сочувствовать главному герою произведения. Ребята пытались угадать, как мальчик сможет выжить в одиночку в темном и страшном лесу, что спасет его от голода и холода. Дина Владимировна приоткрыла тайну и прочитала небольшое стихотворение, которое помогло обессиленному Робину поверить в себя и продолжить путь. У многих ребят загорелись глаза, они захотели прочитать эту книгу и узнать, чем же закончатся приключения сказочного мальчишки.

Мастер-класс Дина Бакулина начала с того, что пояснила, чем отличается фэнтези от фантастики: «Никаких четких границ нет, но в фантастических произведениях чаще всего присутствует научная или псевдонаучная основа. Например, на страницах книги могут встретиться еще не изобретенные технические приборы; сюжет и место действия, так или иначе, связаны с космосом и параллельными мирами. А вот в книгах, написанных в жанре фэнтези, одной из главных составляющих является магия. Иногда темные силы создают, казалось бы, непреодолимые трудности для героев, но какое-нибудь доброе, волшебное существо чудесным образом помогает герою пройти опасный путь и осуществить свою мечту».

Ребятам дали возможность попробовать себя в роли создателя рассказов. Писательница поинтересовалась у детей, что же они продумают в первую очередь – место, время или же действующих персонажей. Многие всерьез задумались. По лицам детей было видно, что писать даже вымышленные истории нелегко. Но вскоре было озвучено много разных и интересных идей. Это и планета «Дыня», и страна Дельфиния, и замок на облаках, и огромный каменный тигр, на спине которого живут звери. Далее ребята обсудили, кто же будет населять их волшебный мир – люди или вымышленные существа, ведь очень важной частью в создании произведения является планирование образов главных героев. Бывает, что основных персонажей несколько. Но не стоит забывать и о том, что читатель, особенно юный, может запутаться в них. Поэтому чаще всего главный герой один, но он активно взаимодействует с второстепенными персонажами. Важно подробно описать внешность, характерные черты, особенности поведения главного героя. Все это нужно для того, чтобы читатель мог отличить одного героя от другого и следить за их путешествием. Также требуется продумать историю появления персонажа в книге, основной сюжет и идею текста.

Дина посоветовала начинающим писателям разделять произведение на отдельные главы. Это важно, потому что читать небольшие, но законченные эпизоды намного интересней. Главы должны быть объединены, например, единой темой или воспоминаниями персонажа из его жизни. «Читатель должен знать, к чему идут герои, за что они борются, но при этом он сам должен додумывать значение того или иного поступка персонажа. Поэтому в книге должны быть и элементы загадки». Дина Владимировна посоветовала ребятам дописать начатые ими рассказы или повести, чтобы в следующий раз поделиться своим творчеством друг с другом.

Второй частью мастер-класса стало знакомство юных вологжан с хокку (хайку). Дина Бакулина объяснила ребятам, что эти трехстишия, в которых нет рифмы, являются традиционной японской формой поэзии. Петербургская писательница прочитала несколько классических примеров хокку, ребята пытались объяснить их смысл, а после попробовали сами сочинить хокку. Творческим идеям не было предела, ребята читали собственные образцы один за другим. Некоторые работы редактировали совместно. Любимыми мотивами стали описание лета и отдыха. Вот некоторые из них: «Кажется, солнечный луч должен, наконец-то, спасти лето», «Солнце светит, ударяясь об стекло, – лучи рассыпаются на миллионы стеклышек».

Дети договорились с Диной Бакулиной о новой встрече в следующем году.

Читайте также: Петербургская писательница Дина Бакулина представила в Музее-квартире Белова книгу «Я прорастаю сквозь асфальт»

Теги: дина бакулина, музей-квартира Василия Белова
Алёна Иванова, студентка филологического факультета ВоГУ

Новости по теме