12+

Режиссер Коста Ристич: «Я познакомился с детьми на улице и захотел создать что-то с их участием»

Накануне в рамках конкурсной программы фестиваля VOICES состоялась российская премьера сербской драмы «Разбойники в поисках мамы» (2018). Ее представил режиссер Коста Ристич.

Фильм «Разбойники в поисках мамы» уже получил три награды на Международном кинофестивале FEST в Белграде, в том числе приз за «Лучший дебют». Работа над картиной стала для многих членов съемочной группы платформой в мир большого кино. Также стоит отметить, что в фильме не снимались профессиональные актеры, и единственным профессионалом, по словам режиссера, была известный в Сербии монтажер Елена Максимович.

«До этого фильма я работал исключительно с профессиональными актерами, и мне было безумно скучно. Я познакомился с детьми, которых вы видите в фильме, на улице, и мне захотелось создать что-то с их участием. Я просто хотел поиграть с ребятами, и они мне подыграли. Именно поэтому картина получилась. На самом деле «Разбойники в поисках мамы» – это часть студенческого проекта, поэтому она малобюджетна. Но она попала на один из главных сербских кинофестивалей, и этим мы доказали, что хорошие фильмы можно делать на чистом энтузиазме», – рассказал Коста Ристич.

«Разбойники в поисках мамы» – история о беспризорных цыганских детях, которые живут в Белграде. В Сербии хорошо относятся к этой народности, но многие цыгане всё же уезжают в Германию и во Францию ради социального пособия. Поэтому случаи того, когда родители оставляют своих детей и покидают Сербию навсегда, – не редкость. О таких ребятах и рассказывает Коста Ристич.

Кристиан, Эди, Эмран и Сунита живут на улицах Белграда и ищут бросившую их маму. В целом они не одиноки, не отделены от общества, у них есть отец. Тем не менее им скучно со своими более благополучными сверстниками, ребятам кажется, что за пределами истеблишмента намного больше свободы. На воле дети вступают в банду карманных воришек. Их ловит полиция, и лишь одному Кристиану удается избежать ареста. Чтобы освободить братьев и сестру из тюрьмы, он начинает путешествие в поисках мамы в одиночку. Ему предстоит выбраться из мира постоянной нужды и познать настоящую свободу.

Полноправным персонажем фильма является Белград – город контрастов. Сцены на рынке, на железнодорожных станциях и в полуразваленных бараках отражают суровую действительность и показывают жизнь беспризорных. История этих ребят – это история беспризорных детей со всего мира, и режиссер показывает непростой путь своих героев в мельчайших деталях, которые иногда кажутся дикими. «Я думаю, русские лучше поймут, лучше прочувствуют мою картину. Я знаю, что после революции в вашей стране была огромная проблема с беспризорниками, и вам это хорошо знакомо», – пояснил режиссер.

Алёна Иванова, студентка филологического факультета ВоГУ