12+

О «Красоте резного образа» говорили на Международной научной конференции в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

В Международной научной конференции «Красота резного образа», которая прошла 29 и 30 июня в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, приняли участие 36 исследователей из России, Италии, Эстонии.

Искусствоведов, архитекторов, исследователей, коллекционеров и сотрудников государственных музеев страны приветствовал генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов: «Наша конференция ежегодная, и завершает ее всегда масштабная выставка. В Народном доме мы покажем «Красоту резного образа» из шести государственных музеев страны и 20 частных коллекций – около 500 экспонатов XI – XX веков из дерева, металла, кости и перламутра».

Верно ли утверждение, что упадок русского религиозного искусства начался в конце XVI века? Об этом размышляли докладчики. Их также интересовало, почему на выставках почти не показывают экспонаты более позднего времени.

«Религиозное искусство конца XIX – начала XX века недостаточно изучено. Речь идет о декоративно-прикладном искусстве, о медном литье, шитье, резьбе и деревянной полихромной скульптуре. Мы до сих пор сталкиваемся с проблемами атрибуции поздних памятников. Совсем недавно этому периоду не уделялось должного внимания, а в экспозициях музеев не были представлены поздние памятники, – замечает директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. – Отношение к ним безразличное. Исследователи настаивали на том, что с конца XVI века начинается упадок религиозного искусства. Сегодня это опровергается повсеместно многими учеными. Уже вполне себе конституирован и XVI, и XVII век; вводятся в научный обиход произведения XVIII века. XIX век остается неизученным. Сегодня большинство докладов посвящено культуре резьбы XVIII – XIX веков. Это непаханое поле. Значимость и ценность научных исследований в этой сфере трудно переоценить. Сегодня представлено почти 40 докладов на эту тему! Представляете, какую научную значимость имеет это мероприятие для искусства!»

С богослужебными предметами из дерева из собрания Архангельского епархиального древлехранилища познакомила Татьяна Кольцова (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»). От Светланы Гнутовой (ЦМиАР, Москва) исследователи узнали историю белокаменного креста из села Толмачи (собрание Музея имени Андрея Рублева). О современной резной иконе в Эстонии и об этапах ее создания рассказал Павел Варунин (Союз старообрядческих общин Эстонии). Тему икон из старообрядческого собрания продолжил Михаил Красилин (ГНИИР, Москва). Об иконах региона Ветки и Стародубья рассказал редактор журнала «Антиквариат» Михаил Чернов (Москва). Наталья Бартельс (НИИ РАХ, Москва) подготовила доклад о стилистических особенностях и авторстве резных иконостасов первой трети XIX века в Воскресенском соборе Арзамаса. Научный сотрудник Музея фресок Дионисия представила доклад о стилистических особенностях и типологии резного иконостаса церкви пророка Илии на Цыпинском погосте.

О резных иконах с изображениями великомучеников и о деревянных крестах говорили представители разных музеев и коллекционеры: Елена Давыдова и Галина Назарова (ЦМиАР, Москва), Дарья Мальцева (ГРМ, Санкт-Петербург); Владимир Хухарев (ТНИИР-центр, Тверь), Наталья Мерзлютина (Музей «Новый Иерусалим», Истра), Денис Пересторонин и Андрей Афанасьев из Москвы.

Архитектор, президент Российского комитета ЕКОВАСТ Ольга Севан рассказала о декоративных особенностях деревянного жилища Архангельской и Вологодской областей. Она же сделала подарок Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику, вручив первому заместителю генерального директора музея Алексею Смирнову две книги, написанные ею, – «Монастыри – культурные и духовные центры России и Европы. История и современность», «Актуальные проблемы изучения и сохранения архитектурно-градостроительного наследия исторических поселений».

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике сейчас проводятся масштабные реставрационные работы. Михаил Миндлин заметил: «Благодаря усилиям Михаила Шаромазова и всего коллектива архитектурный комплекс с каждым годом становится все краше. Музей развивается в правильном направлении. И это не может не радовать, как, впрочем, и то, что международная научная конференция проходит именно здесь. В месте, которое собирает и хранит уникальные памятники культуры, архитектуры, истории и искусства».

Кирилло-Белозерский музей-заповедник