12+

Каким видел Валентина Распутина художник Генрих Асафов, можно посмотреть в Музее-квартире Василия Белова

Еще один портрет – на этот раз выдающегося писателя Валентина Распутина – представлен в Музее-квартире Василия Белова в Вологде. Выставка продолжает проект «Беловский круг Генриха Асафова», в рамках которого музей показывает работы художника Генриха Алексеевича Асафова – портреты известных писателей, связанных творческими и дружескими узами с Василием Беловым. Валентин Распутин – третий герой проекта, ранее уже были представлены портреты двух Василиев – самого Белова и Шукшина. Портреты впервые открыты широкой аудитории – до этого они хранились в мастерской художника, и некоторые из них не видели даже близкие люди Асафова.

Валентин Распутин – одна из центральных фигур «беловского круга», близкий друг Василия Белова. Василий Иванович познакомился с Валентином Григорьевичем в 1970-м году на слете молодой интеллигенции (советско-болгарский клуб). Уже тогда Распутин, читая «Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Бухтины вологодские» Белова, пытался разгадать магию его слова.

Их дружба продолжалась 42 года – до самой смерти Василия Белова. В квартире Белова, ставшей теперь музеем, Распутин бывал много раз, приезжал в Вологду, отсюда ехал в Тимониху, на малую родину Белова. В музее хранится множество писем Распутина – написанные мелким, бисерным почерком (или, как говорят музейщики, «цепочкой маковых зернышек») своему другу и единомышленнику, в том числе и последние письма, адресованные уже тяжело болеющему Василию Белову. Почти все книги Распутина в обширной библиотеке Белова имеют автографы, некоторые из них представляют собой настоящие развернутые послания другу.

«Это два сильных голоса деревенской прозы. Две мощные реки, сливающиеся в одно большое русло, заслужившие славу не для себя, а для общего дела – заступничества за народ, – заметила на открытии выставки научный сотрудник музея-квартиры Эльвира Трикоз. – Портрет органично продолжает рассказ о союзе Белова с известными русскими писателями».

Портрет Валентина Распутина, написанный в 2003 году, в отличие от двух предыдущих представленных в музее портретов (Белова художник нарисовал в 1980-м году, а Шукшина - в 1981-м), – уже работа зрелого Асафова. Был и более ранний портрет Распутина, который не сохранился.

«Первый портрет Валентина Распутина Генрих Алексеевич написал в 1983 году. Это была большая работа, изображающая Распутина в полный рост, на фоне природы. Он хотел создать образ такого мощного, сильного сибиряка, – рассказала жена художника Мария Асафова. – Генрих читал все произведения Распутина, впитывал их, пропускал через себя – они его потрясали. И когда он познакомился с Валентином Григорьевичем на 50-летнем юбилее Василия Белова в Вологде, слушал его – общение с Распутиным, пусть и краткое, произвело на художника очень сильное впечатление. Уже тогда он задумал написать его портрет. Первый портрет был написан в так называемый «рембрантовский период», когда Асафов создавал темные произведения, экспериментируя с цветом. Позже портрет по разным причинам перестал устраивать художника, и он закрасил работу, нарисовав на его месте другую – «Чаепитие на пожнях»: уже совсем в другой, радостной цветовой гамме (сейчас она находится в мастерской Асафова в Устье-Кубенском). Но, видимо, боль, что он «записал» портрет, в нем осталась, и потом, в 2003 году, он написал эту небольшую работу, которая представлена в музее Белова. Такие работы Генрих писал, как правило, за один раз – портрет не вымученный, в отличие от многих больших полотен».

«На этом небольшом, камерном портрете Асафов представил Распутина совсем в другом ракурсе, в новом поэтическом образе. Здесь писатель изображен сидящим в кресле в глубокой, задумчивой позе. Под его взглядом на темном фоне стены как бы проявляются, просвечивают образы его будущих произведений, – поделилась размышлениями от увиденного заслуженный работник культуры Ангелина Глебова. – Глядя на этот портрет Распутина, вспоминаешь его самое сильное произведение – «Прощание с Матерой». Когда я прочитала у Распутина эту повесть о деревне, обреченной на затопление при строительстве Братской ГЭС на Ангаре, у меня сразу возникла ассоциация с судьбой большого количества наших вологодских деревень, которые также исчезли с лица земли при устройстве Рыбинского водохранилища. Та трагедия, тот душевный надрыв, который мы чувствуем, ощущаем в произведении Распутина, это все я лично ощутила, побывав много лет назад в музейной экспедиции на берегах водохранилища и пообщавшись с бывшими жителями затопленных деревень».

Портрет Распутина у Асафова, несмотря на темный колорит, наполнен каким-то внутренним светом. Он даже сам меняет цвет в зависимости от ракурса, под которым его разглядываешь. Дополняет и как бы продолжает портрет рама, сделанная художником в своей излюбленной манере: разукрашена цветами и птицами – традиционными образами народного искусства, которое было близко и самому Асафову, и Распутину.

Портрет Валентина Распутина кисти Генриха Асафова можно увидеть в Музее-квартире Белова (Вологда, ул. Октябрьская, д. 10, кв. 4) до 6 сентября. 16 августа в 15.00 и 18.00 часов музей приглашает всех желающих на экскурсию по новой выставке и квартире писателя. Запись на экскурсии по тел. +7(921)142-08-56, +7(921)126-14-23.

Елена Легчанова