В сентябре заслуженный работник культуры России, режиссер Вологодского театра кукол Александр Вадимович Волотовский отмечает творческий юбилей. Вот уже 50 лет он является главным режиссером «Теремка». За это время он поставил около 150 спектаклей в Вологде, Архангельске, Брянске, Калуге, Ярославле, Ставрополе, Иванове и других городах, ввел в афишу «Теремка» взрослый репертуар и вырастил не одно поколение актеров и зрителей.

За полвека у Александра Вадимовича накопилось много историй из театрального закулисья. Однажды на репетиции спектакля он, чтобы оживить уставших актеров, устроил «чемпионат мира» по жонглированию, где, к удивлению своему и актеров (они ведь долго тренировались), победил всех. Был случай, когда режиссер уберег театр от беды, сбив с бархатной кулисы внезапно вспыхнувший огонь. Как роль медведя стала последней в актерской карьере Александра Волотовского, почему он почти не смотрит премьеры своих спектаклей – об этих и других творческих моментах «из первых уст» читайте в материале cultinfo.ru.

«Теремок» Волотовского

В далеком 1968 году, 1 сентября коренной житель Ленинграда, талантливый, харизматичный, полный творческих идей выпускник режиссерского факультета ЛГИТМИКа впервые перешагнул порог «Теремка». В тот же день он начал работу над постановкой «Чуча», ставшей первым в жизни молодого режиссера кукольным спектаклем.

В то время театр всего два года как получил новое помещение (в котором находится и по сей день) и еще не «вырос» из своего прежнего состояния. Из оформления здесь была, к примеру, одна-единственная ширма на все спектакли. И когда режиссер Волотовский стал к каждому спектаклю создавать индивидуальное художественное оформление, приглашать профессиональных режиссеров, художников и композиторов, использовать различные системы кукол и масок – это был новый виток в творческом развитии «Теремка».

По словам Александра Вадимовича, поначалу для актеров, привычно скрывающихся за ширмой, выйти на сцену «живьем», чтобы просто поздороваться или попрощаться со зрителем, было большой проблемой. Тогда появились в репетиционном расписании занятия по танцу, сценическому движению. И постепенно актеры в «живом плане» учились быть выразительными, пластичными, яркими, а театральный язык спектаклей становился более разнообразным и богатым. Многие молодые актеры пришли в театр из самодеятельности и обучались профессии «на ходу», на репетициях и спектаклях. «А выпускали мы в те годы как минимум четыре, а зачастую и пять, и шесть премьер в год, – рассказывает юбиляр. – Это сейчас мы пополняем труппу выпускниками театральных училищ и институтов, а тогда профессиональное обучение актеров-кукольников только начиналось. Но молодым актерам «Теремка» повезло еще и тем, что рядом с ними работали опытные и талантливые профессионалы Нина и Борис Бахтенко. Было у кого учиться. Потом, кстати, я всех заставил получить профессиональное образование».

На второй год работы в театре режиссер поставил первый в истории «Теремка» взрослый спектакль «Чертова мельница». Это были совершенно другие образы и роли – более глубокие и объемные. «Оказалось, что взрослых удивить гораздо легче, чем детей», – с улыбкой вспоминает режиссер.

Когда Александр Волотовский возглавил театр, тот переживал непростой период. Труппа была разделена надвое, каждая группа имела свой репертуар и… претензии к другой группе. Тогда режиссёру пришлось основательно потрудиться, чтобы изменить сложившиеся взаимоотношения и объединить соперничающие группировки в один творческий коллектив. «С той поры наш театр – единый творческий организм, в котором царит доброжелательная атмосфера», – замечает Александр Вадимович.

Кукольный театр родом из детства

«В начале карьеры я не раз вспоминал свое детское разочарование от одного кукольного спектакля. Там на сцене бравый солдат куда-то направлялся, пел песню, что он идет, но сам при этом оставался на месте. Я тогда был страшно удивлен и понял, что меня… обманули. Этот давнишний зрительский опыт помог мне как режиссеру понять, что театр каждым спектаклем должен добиваться полного доверия детей, не допускать какой-либо приблизительности. В том же спектакле меня поразило вдруг заговорившее корявое морщинистое дерево. Теперь-то понимаю: сработала, как мы часто говорим, «магия театра», когда и сюжет, и музыка, и свет, и игра, и декорации – все вместе ярко впечатлило, перенесло в сказку», – рассказывает режиссер.

В Вологодском кукольном театре сказочная атмосфера окружает детей прямо с порога, с фойе, с зимнего сада со зверюшками и рыбками. А главное – в спектаклях. Дети очень тонко чувствуют любую фальшь, поэтому актеры всегда волнуются: получится ли заинтересовать ребенка, увлечь, вызвать сострадание к герою, если надо – опечалить, а если надо, то и напугать – в меру, конечно.

«Вспоминаю своего племянника Вовку, – говорит Александр Вадимович. – Он так остро воспринимал всё происходящее на сцене: в момент, когда волк догонял поросёнка, едва под кресло не забирался от страха… А потом вырос и стал врачом-реаниматологом, всё время работает в пиковых ситуациях».

Полвека работая с актёрами, помогая им выстроить роль, зачастую показывая, как надо сыграть тот или иной эпизод, сам Александр Волотовский только один раз выступил на сцене в актёрском амплуа. Вспоминается забавный случай, произошедший со старшей дочкой режиссёра: «Юля была ещё совсем маленькой и пришла в «Теремок» на новогодний спектакль, села в уголке сцены. Тогда случилась неприятность – внезапно заболел актёр, играющий медведя. У актёра был густой, сочный, по настоящему «медвежий» бас. Заменить его было некем, пришлось играть мне. И вот, идёт спектакль и я своим жидким дискантиком изображаю могучего зверя… И вдруг Юля встаёт, через всю диагональ сцены идёт ко мне и со слезами на глазах громким шёпотом говорит: «Папа! Как плохо!»… Тогда я решил, что не буду играть в своём театре».

«Я должен приходить на репетицию голодным»

Первым делом, когда Александр Вадимович пришел в «Теремок», он прочитал большую стопку пьес. Молодому режиссеру, привыкшему к произведениям Чехова, Пушкина, Шекспира, Островского, кукольные пьесы поначалу показались несерьезными. Потом, когда мир театра кукол затянул, они стали восприниматься по-другому. В них увиделось то огромное нравственное богатство, которое могло формировать впечатлительную душу ребёнка, раскрывать для него красоту добра, дружбы, отзывчивости.

«Когда пьеса выбрана, впереди предстоит самое сложное. Вместе с художником необходимо определить образ будущего спектакля. Это касается и самой постановки в целом, и таких существенных деталей, как внешность и характер персонажей. Задача актера – добиться от куклы выразительности. Это сложно, это почти балет: важно найти каждое движение и отточить его до автоматизма», – говорит Александр Вадимович.

В одном из интервью приводилась забавная фраза дочерей Волотовского, когда они были еще маленькими и хотели вовлечь папу в игру, не дав передохнуть после работы: «Чего отдыхать, ты ведь в театре на репетиции просто сидел, актеры за тебя все делали!». Этот момент Александр Вадимович вспоминает с улыбкой и признается, что эффективность его работы зависит от… степени сытости. «В дни работы над новым спектаклем жена старается усилить «рацион питания», подложить побольше еды. Но так как репетиции – это вечный поиск и напряжённый труд, я должен приходить на них бодрым и обострённым, но никак не сытым и добродушным. Бывает, по семь часов подряд репетируем. Сто раз один эпизод повторяем, чтобы на сто первый, наконец, добиться нужного результата», – рассказывает Александр Вадимович.

В творчестве нет места раздраженности и все по любви

На репетициях или контрольных прогонах спектаклей режиссер для актеров зеркало. Он ловит каждую эмоцию, интонацию, а если и ругается, то культурно и «по любви», так как считает, что «раздраженность мешает творчеству».

Александр Волотовский признается, что за долгую творческую жизнь так и не научился спокойно смотреть свои спектакли: «Премьерные показы для меня пытка. Мне постоянно что-то не нравится. Бывает, зацеплюсь за какой-то пустяк – и возвеличиваю его, утрирую чуть ли не до трагедии. И себя ругаю, что тут не додумал, там не успел... Выхожу из зала и снова возвращаюсь обратно, и снова занимаюсь самоедством. И так каждую премьеру, все пятьдесят лет».

График у Александра Волотовского насыщенный: помимо постоянной работы в «Теремке», он ставит спектакли и концертные программы в филармонии, почти каждый вечер репетирует в народном театр «Раёк», пишет стихи к спектаклям, сочиняет «капустники». И даже выпустил книгу «Мельпоменовна» с дружескими посвящениями коллегам и друзьям из среды актёров, художников и музыкантов. В творческих планах у режиссёра новые спектакли, ближайший зрители «Теремка» увидят в декабре. Это будет рождественская история из жизни мумии-троллей по произведению Туве Янссон.

«Радость папы Карло»

«Теремок» «врос» в Вологду, стал местом, куда стремятся и дети, и взрослые. На творческом веку Александра Волотовского сменилось не одно поколение зрителей, они уже сами стали мамами и папами, бабушками и дедушками. А актёры, которых он когда-то вводил в театральную профессию, давно стали мастерами, получили высокие звания и награды, а некоторые уже ушли на пенсию.

«У «Теремка» хорошая биография, много театральных и культурных достижений, высокая художественная планка. Недостаточно выпустить просто хороший спектакль – нужно, чтоб он был не ниже того уровня, которого достиг театр. Когда удается реализовать все задуманное, возникает состояние удовлетворения. У нас сильный актёрский состав: в прекрасной творческой форме «старики», замечательно творит молодёжь. Меня радуют их успехи и достижения. Это чувство я называю «радость папы Карло», – шутит режиссёр.

Сохранять бодрость духа, оптимизм, интерес к жизни ему помогают не только любимая работа, но и замечательная семья: жена, двое дочерей и четверо внуков, которые живут в Москве и Америке. «Недавно встречались своим американо-московско-вологодским семейным кланом в моем родном городе Санкт-Петербурге. Ностальгировали, гуляли по старым и новым местам, посетили музеи. Я рад, что у меня все хорошо в семье и дома, и так интересно в театральном плане. И надеюсь, что Господь Бог позволит мне наслаждаться жизнью как можно дольше», – признается Волотовский.

В феврале в «Теремке» пройдет бенефис режиссера, посвященный 50-летию творческой деятельности и личному юбилею Александра Волотовского – в следующем году он отметит свое 80-летие.

Теги: Александр Волотовский, Теремок, Раек
Кристина Страмова

Новости по теме