Этим летом в городе начался ремонт сразу нескольких мостов – Каменного, Октябрьского и внезапно обвалившегося Красного моста. Проект «Архив 100х100» решил проверить, были ли уже такие проблемы у вологжан.

Каменный мост, соединяющий берега реки Золотухи рядом с главным зданием администрации города, является одним из самых старых мостов Вологды наряду с Соборным мостом, когда-то соединявшим Соборную горку с Заречьем. Этот первый в городе каменный мост через реку Золотуху был заложен в конце XVIII века одновременно с постройкой Гостиного двора. Недолго думая, однопролетный, арочный, кирпичный мост назвали «Каменным».

Государственный архив области представляет Ведомость о мостах Вологодской губернии за 1805 год, где имеются сведения о постройке в 1797 году «плавучего» деревянного моста «против Соборной церкви», который обошелся казне в 285 рублей. Соборный мост был построен по проекту инженер-майора Мрачковского и открыт 9 апреля 1847 года. Он был деревянный с подъемным устройством в среднем пролете для пропуска судов. На архивной фотографии можно увидеть, как выглядел Соборный мост в начале XX века (вид с колокольни Софийского собора). Он работал до 1896 года, затем начал ветшать, и встал вопрос о его замене – было принято решение перенести переправу на другое место. И в 1900 году против Большой Архангельской улицы (ныне Чернышевской) был построен деревянный Новый мост, который также называли Архангельским (на фотографии представлен Новый мост по окончании строительства). 29 июня 1901 года Новый мост был открыт для движения.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Новый мост был заменен трехпролетным железобетонным мостом на каменных опорах. Первый каменный мост через реку Вологду был назван Октябрьским и открыт для движения транспорта 18 марта 1931 года. В настоящее время, как и почти столетие назад, мы ждем окончания ремонтных ремонт и возобновления полноценного движения транспорта по Октябрьскому мосту.

Красный мост был построен в 1918-1931 годах между улицами Калинина и Добролюбова. Мост деревянный, двухпутный, с двухтавровыми металлическими балками-прогонами. В несудоходных пролетах металлические балки были подвешены к подкосным фермам. Опоры моста и ледорезы имели свайную конструкцию. В 1970-м Каменный мост был разобран, а на его месте в 1971-м году построен пешеходный железобетонный мост.

При подготовке текста использованы материалы книги В. Соколова «Вологда. История возникновения, застройки и благоустройства» (1977).

Теги: 100*100, архив, ГАВО

Новости по теме