Что будет, если на неделю отдать школу в руки десятиклассникам? Конечно, не оставив их без присмотра. При этом присмотр не означает контроль. Вологодская школа №26 не испугалась эксперимента и приняла участие в проекте «Арт-Лаб», организованном Гете-институтом в Санкт-Петербурге. В этом году он проходит всего в шести школах СЗФО, так что вологодским школьникам повезло. Целую неделю они занимались созданием собственных проектов, направленных на улучшение школьной среды и образа жизни учеников. Вместе с приглашенными тьюторами: режиссером, хореографом, художником и архитектором – ребята искали, одобряли или отвергали идеи по изменению окружающего пространства, а также анализировали то, что волнует их в образовательном процессе. Результатом стала мозаика, объекты в технике тейп-арта, пластический перформанс и откровенный разговор о плюсах и минусах десятибалльной системы оценок, на который школьники раньше не решались.

Рассказывает координатор проекта в Вологде Юлия Поцелуева: «Главная тема проекта «Арт-Лаб» – «Что я могу изменить в своей школе?». И для нас важно, чтобы идеи шли не от тьюторов, чтобы мы не приходили к школьниками с готовыми проектами, а давали возможность самим участникам придумать их. Мы проводим вдохновляющие тренинги, привозим материал и инструменты, а дальше школьники сами решают, что им хочется делать. Здесь главное – не красивая стена с мозаикой в итоге, а процесс, который происходит внутри коллектива, то, как по-новому подростки начинают общаться, какие изменения запускаются в них во время работы. По возможности мы снимаем с уроков десятые классы полностью, чтобы в проекте приняли участие все ребята, а не только те, кто уже занимается творчеством – ходит в художку, танцует, посещает театральные кружки и так далее».

Для участия в этом проекте школы проходят серьезный конкурсный отбор. Подается заявка, пишется мотивационное письмо, проводится интервью с директором школы. До начала «Арт-Лаба» его команда посещает учебное заведение и знакомится с педагогами. На вопрос, почему решили участвовать в проекте, директор школы №26 Лариса Лукичева отвечает: «Мы стремимся к развитию школы и развитию наших детей, хотим раскрыть их внутренний потенциал и возможности. Еще одна причина – «Арт-Лаб» меняет образовательное пространство, а мы начали заниматься этим еще в прошлом году, но делали это силами учеников и родителей. Сейчас к нам приехали профессионалы, которые могут нам помочь. Первым результатом и подтверждением того, что мы не зря заявились на этот конкурс, для меня стал потрясающий интерес детей. Они включились в работу с энтузиазмом, ведь им дали возможность высказать свое мнение о школьных проблемах, а также создавать то, что им хочется».

«Арт-Лаб» в 26-й школе проходил по четырем направлениям. Группа Яны Лебедевой, хореографа из Великого Новгорода, занималась театральной импровизацией. «Школьникам нужны такие проекты. Это возможность посмотреть на ситуации, пространство и на себя под другим углом. В школе они привыкают ко многим установкам, у них складываются определенные поведенческие стереотипы, не обязательно плохие, но это паттерны. То же происходит с движениями, и мы пытаемся некоторые паттерны разрушить. Это непростой опыт и для меня, потому что по большей части импровизацией и танцевальными практиками я занимаюсь с мотивированными людьми, а школьники часто не понимают, зачем им это нужно, и почему мы не танцуем поставленную хореографию, почему им нужно самим придумывать и двигаться иначе, чем они привыкли. В результате работы у нас получился пластический перформанс на стыке импровизации и танцевального театра», – рассказала Яна. По ее мнению, цель тьютора – дать импульс к собственному движению, а в более широком смысле – к реализации своих идей, выработке самостоятельности. Одновременно дети получают навыки работы в команде. На презентации итогов «Арт-Лаба» школьники представили импровизацию, которая не являлась статичным выступлением на сцене, а была вписана в пространство школы: участники перемещались из актового зала к столовой и по школьным коридорам.

Группа Марии Колосовой, театрального педагога, петербургского тренера по методике форум-театра, сначала планировала сделать форум-спектакль, но в итоге отказалась от этой идеи. «В чем суть – мы создаем спектакль, который рассказывает конфликтную историю, и просим зрителей выйти на сцену и помочь нам найти решение или решения проблемы. Эта методика позволяет построить диалог между учениками и учителями, учениками и родителями, группами школьников. Мы долго искали истории, вспоминали ситуации, но поняли, что в данный момент не готовы выносить их на широкую публику, и поэтому нашли проблему, которая действительно волнует ребят – десятибалльная система оценки знаний. Да, мы четыре дня занимались форум-театром, а потом решили, что его не будет. Ребята по-честному хозяева этого «лабораторного» процесса, и это их выбор». К презентации своего проекта десятиклассники провели опрос среди учеников, а также объяснили, какие недостатки видят в новой системе оценки. В качестве одного из решений они предложили, чтобы ученики присутствовали на педсовете, директор эту идею поддержала. И кстати, школьников очень беспокоит, что они не могут получить десятку за выполненное задание. Это характеризует ребят с лучшей стороны.

Вологодский архитектор Татьяна Жданова и ее группа работали над созданием мозаики и рассуждали над тем, что мешает и, наоборот, позволяет достичь цели. На первом стенде они изобразили помехи – негативные чувства: лень, страх, неуверенность, чужое мнение; на втором показали самих ребят – в виде разноцветных мозаичных квадратиков. Все они стремятся к чему-то, а помочь в осуществлении мечты может воля, вдохновение и самоуважение. На мозаике изображен слон (или мамонт) как символ большой цели, к которой идет своим путем каждый человек. Глядя на мозаику, ребята могут задуматься, где они сейчас – в самом начале, обуреваемые сомнениями, или уже на пути к преодолению препятствий.

Тейп-арт-художник из Дюссельдорфа Свен Линнерт попал в непростое положение: стены и лестница, которые были предоставлены для оформления его группе, «оказались, наверное, самым влажным пространством школы». Почему это проблема? Потому что тейп-арт – это разновидность стрит-арта, когда объекты создаются из цветного скотча. «Несмотря на условия, наша группа прекрасно справилась. На этой неделе мы изучали современное искусство, занимались абстракцией, учились правильно работать с тейпом», – поделился Свен. Представляя композиции, школьники Даня и Малик рассказали, что размышляли над темой равенства, а также сложностей, которые возникают у человека с яркой индивидуальностью. Их абстракция призывает относиться ко всем с уважением, независимо от социального статуса человека, его возраста, увлечений, национальности и других, совершенно разных критериев. Если абстракция, над которой работали юноши, имеет социальный посыл, то девушки признались, что создавали свою картину, чтобы вдохновить учеников и показать, как важен учитель и знания, которые он дает.

«Арт-Лаб» завершен. У десятиклассников есть время на рефлексию, а у других школьников – обновленное пространство. Теперь перед их глазами всегда будут мелькать слова «воля», «вдохновение» и «самоуважение». Может, они станут началом длинной дороги к осуществлению своей главной мечты.

Теги: арт-лаб, гете-институт, образование
Юлия Шутова

Новости по теме