В Шаламовском доме открылась выставка одного музейного предмета «Портрет Николая II». Это работа Валентина Серова в гравюре Михаила Рундальцова.

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения последнего русского государя и 100 лет со времени его трагической гибели. Николай II (1868 – 1918) происходил из императорского дома Романовых, был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. С 1894 по 1917 – Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский (1894-1917).

Николай II отрекся от престола в ходе Февральской революции 1917 года, после чего находился вместе с семьей под домашним арестом в Александровском дворце Царского Села. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьей отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещен большевиками в Екатеринбург, где в июле был расстрелян вместе с семьей и приближенными. Прославлен (вместе с женой и детьми) в лике святых Русской православной церковью как страстотерпец 20 августа 2000 года, ранее, в 1981 году, прославлен Русской зарубежной церковью как мученик.

В иконографии Николая II большой интерес представляет живописный портрет, созданный в 1900 году знаменитым художником-портретистом Валентином Серовым (1865 – 1911). Эта картина нелегко далась уже широко известному в то время живописцу, не подходившему по своим творческим устремлениям и духовному складу на роль придворного художника. Известен случай его конфликта с царицей, которая, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе, получила от независимого в суждениях и не склонного к лести художника резкий отпор. Дело закончилось извинением царя перед Серовым.

Этот портрет восхищал современников художника не только большим мастерством, но и необыкновенной схожестью с моделью. Полотно предназначалось для подарка императрице, поэтому облик царя в нем лишен официальности, он представлен не как властитель огромной, процветавшей в то время империи, но как обычный человек с его тревогами и раздумьями. Николай II изображен в повседневной серой куртке офицерского мундира Преображенского полка сидящим в спокойной, расслабленной позе. Художнику удалось точно передать выразительный, грустный и задумчивый взгляд государя, раскрывающий суть его личности, его деликатность и уязвимость.

«Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора и запечатлел их на холсте...». Так отозвался об этом полотне блистательный живописец Константин Коровин. Портрет написан легкой, свободной кистью, он практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен, лиричен и прост. К несчастью, оригинал был уничтожен в 1917 году во время штурма Зимнего дворца. Авторское повторение полотна хранится сегодня в Государственной Третьяковской галерее.

Гравюра с оригинала Серова поступила в Вологодскую областную картинную галерею в 1997 году из частного петербургского собрания. Она выполнена Михаилом Викторовичем Рундальцовым (1871 – 1935) в технике офорта примерно в 1912 году.

Получивший распространение с XVI века, популярный и в наши дни, офорт имеет много разновидностей и отличается сложностью исполнения. Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления оставшийся лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от нее, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углубленных печатающих элементов переносится на бумагу. Техника офорта дает богатые средства выразительности, как по характеру линий, так и по тональной глубине широкого диапазона. Острая и подвижная офортная игла представляет собой идеальный инструмент для рисования, точно отражающий почерк и темперамент художника.

Офорт был любимой техникой гравюры известного и имевшего много заказов художника Михаила Рундальцова, ученика блистательного офортиста Василия Матэ. Гравюра Рундальцова привлекает виртуозным мастерством исполнения, артистизмом, в ней умело передано тональное богатство живописного оригинала и особенности манеры письма его знаменитого автора.

Выставка одного экспоната работает до 14 октября (Вологда, ул. Сергея Орлова, 15). Вход по билету. Тел.: 8 (8172) 72-12-56,72-14-07.

Теги: ВОКГ, Шаламовский дом, николай второй
Вологодская областная картинная галерея

Новости по теме