12+

Вопрос о передаче церкви ряда объектов Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей остается открытым

В июне 2018 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник получил уведомления о том, что Вологодская митрополия направила запросы в Росимущество о передаче в безвозмездное пользование ряда объектов на территории музейных комплексов: в Кирилло-Белозерском монастыре – здания братских келий и стен, окружающих Ивановский монастырь, а в Ферапонтове – церкви Мартиниана, Казенной палаты и надвратных церквей Ферапонтова монастыря. Как сообщает kommersant, заявки были отклонены по причине некомплекта представленных документов. Вологодская митрополия подала заявления повторно.

Ансамбль Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия в соборе Рождества Богородицы включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уникальный по целостности и сохранности образец древнерусской монументальной живописи. Входные ворота Надвратных церквей Ферапонтова монастыря – единственный вход на территорию монастырского ансамбля. Церковь Мартиниана имеет общую стену с собором Рождества Богородицы, и постоянные богослужения в этой церкви приводят к изменению температурно-влажностного режима в соборе, что может губительно сказаться на состоянии фресок. Казенная палата – уникальный памятник гражданской архитектуры XVI века; это изначально холодное помещение, в котором нет никаких коммуникаций. Как отметил в беседе с ТАСС начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский, Кирилло-Белозерский музей и православные приходы уже сосуществуют около 20 лет, поэтому нужно искать компромисс и дальше.

Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов в комментарии cherinfo изложил свою позицию по этому вопросу: в случае с передачей зданий Кирилло-Белозерского монастыря музей готов искать компромисс, в случае с памятниками в Ферапонтово музей против передачи. По мнению Михаила Шаромазова, которое он высказывал ранее в комментарии ТАСС, «церковь чрезвычайно важна в жизни нашего государства и народа, но Ферапонтов монастырь – единственный уникальный памятник, сохранивший роспись Дионисия, аналогов которому нет в русском искусстве. Перед нами – обществом и страной – стоит задача сохранения этого уникального памятника». Этой же позиции придерживается Союз музеев России и его президент Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. Ожидается, что в сентябре этот вопрос будет рассмотрен в Министерстве культуры России на комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом.

Редакция cultinfo.ru