В Шаламовском доме открылась выставка петербургского графика, мастера лаконичных пейзажей Андрея Бодрова. Он работает в техниках пастели, сухой иглы, травленого штриха и акватинты.

В экспозиции представлены 57 графических листов из серий «Виды Петербурга», «Прогулки по Васильевскому острову», «Сиверская», «Поездки по южным странам», «Париж», «Италия»… Интересно рассматривать гравюры художника, начиная с вертикальных работ, «прогуливаясь» по улицам Санкт-Петербурга и «прочитывая» таинственный образ города сквозь заснеженный узор ветвей; дальше вслед за автором отправляясь в путешествия по горам, в Италию, Францию, на Кипр… Серия пейзажей по впечатлениям от этих стран, где на фоне ночного неба искрящимися силуэтами выделяются фигуры людей, очертания архитектурных объектов, очень выразительная. «Желая передать ритм Парижа, мельканье автомобилей, прохожих, увиденных из окна кафе, художник делает быстрыми, взвихренными линиями стремительные наброски. Их экспрессия будто становится самоцелью, приближая композиции к абстракции», – так описывает пейзажи искусствовед Ирина Балашова.

Чтобы вдохновиться красотой природы, художнику не обязательно ехать далеко, иногда достаточно занять наблюдательный пост у окна своей квартиры на Васильевском острове или на даче в Сиверской и сосредоточиться на внешне непритязательных мотивах, словно каждый раз заново открывая для себя образную неисчерпаемость «чистых» форм пейзажа.

«В своих набросках я всегда беру за основу реальное место, однако не стремлюсь к фотографичности передачи, а стараюсь зафиксировать самое первое впечатление», – говорит художник. Кстати, в предновогодние дни он гравировал «Воспоминания о Вологде», в сюжет которых вошли два листа с видами набережной и Кремлевского сада. Также интересны работы автора с панорамными пейзажами, женские портреты.

Как заметила искусствовед Любовь Соснина, Андрей Бодров очень тонко чувствует оттенки цветовой градации от белого к черному. В его игре цвета возникают красивые серебристые тона.

Художника привлекает техника печатной графики «сухая игла». Она не терпит ошибок и исправлений и невозможна без уверенного рисования, без крепкой, твердой руки. Андрей Игоревич объяснил принцип действия этой техники: «Рисунок мягким карандашом переводится на кальку. В качестве основы для печатной формы используется медная пластина, которая полируется и покрывается твердым лаком. Дальше изображение с кальки «передавливается» на станке. Обычно это долгий и трудоемкий процесс, который требует физических усилий. Ведь чем сильнее и глубже гравировка, тем толще и жирнее получается линия».

По словам председателя Вологодского отделения Союза художников России, заслуженного художника РФ Николая Мишусты, техника «сухой иглы» хороша тем, что линия получается «живая»: можно и тончайшие детали проработать, и выразить всю мощь сочными бархатистыми штрихами.

Работы Андрея Бодрова находятся в музеях, художественных галереях, частных собраниях России, ближнего зарубежья, США, Финляндии, Франции, Швейцарии. Выставка в Вологде работает до 17 февраля.

Теги: ВОКГ, Шаламовский дом, андрей бодров
Кристина Страмова

Новости по теме