12+

Чудеса микроминиатюры Владимира Анискина представлены в Вологодском музее-заповеднике

Видели ли вы когда-нибудь изображение собак-космонавтов Белки и Стрелки на срезе яблочной косточки? Или матрёшку высотой 0,3 мм на торце волоса? Микроминиатюры новосибирского мастера Владимира Анискина по-настоящему удивляют: едва различимая крошечная точка или тоненький волосок при увеличении оказываются целой композицией. В Вологодском музее-заповеднике работает выставка «Диво под микроскопом», где вологжане с помощью оптической системы просмотра смогут прочесть цитаты из Шекспира и басню Ивана Крылова «Лисица и виноград», увидеть «подкованную блоху», караван верблюдов в игольном ушке, пасхальное яйцо высотой 11 мм, состоящее из 530 деталей, и другие необычные работы Владимира Анискина, самые хрупкие из которых он выполнил между ударами сердца.

В круглом зале Юго-западной башни, кажется, сама атмосфера располагает к маленьким открытиям. На столах — микроскопы и установки с увеличительными стёклами (каждый прибор оснащен табличкой с надписью: «Сделал русский левша Анискин В.»). А под ними – настоящие чудеса. Если невооруженным взглядом видно только Деда Мороза (размером с игрушку из киндер-сюрприза), то при многократном увеличении на его посохе появляются снеговик высотой 0, 08 мм и новогодняя ёлка высотой 0, 16 мм. И всё это – на кончике конского волоса! Также Владимиру Анискину мастерски удалось разместить верблюдов высотой 0, 08 мм в игольном ушке. Сделать так, чтобы все они находились в одной плоскости и не повредить их, было достаточно сложно.

Владимир Анискин занимается микроминиатюрой более 20 лет. «Нет никакой литературы, по которой можно было бы научиться создавать микроминиатюры. Все мастера – самоучки. Я начал заниматься микроминиатюрой, не имея ни малейшего представления о технике и инструментах. Самая первая работа – надпись на рисовом зёрнышке – одна из простых в этом жанре», – рассказал Владимир Михайлович. Процесс создания даже простого произведения достаточно трудоемкий: чтобы сделать надпись на рисовом зёрнышке, нужно сначала нацарапать её очень тонкой иглой, потом покрыть краской и удалить излишки. По словам мастера, все работы выполняются вручную с помощью бинокулярного микроскопа с увеличением до ста раз и самодельных инструментов: токарного и заточного станков, каждый из которых умещаются на ладони.

На создание одной композиции у Владимира Анискина уходит от недели до полугода. К примеру, «Шахматный столик» получился только с третьего раза, а «Кубок УЕФА» удался ему с сорок первой попытки.

«Но это лишь то время, которое я потратил непосредственно на изготовление композиций без учёта времени на поиск технологии. А он может занимать несколько лет», – объяснил мастер.

Сегодня в его коллекции насчитывается более 200 работ. Большая часть из них представлена в Санкт-Петербургском Музее микроминиатюры «Русский левша».

Открыть для себя мир микроминиатюр вологжане смогут до 31 марта с 10:00 до 17:30 в Юго-западной башне кремля (ул. С. Орлова, 15). Выходные – понедельник, вторник.

Кристина Страмова