12+

Гаврилин в джазовой обработке: смелый эксперимент представили ансамбль «Русский Север» и молодежный хор колледжа искусств

Накануне на сцене Вологодского драмтеатра ансамбль песни и танца «Русский Север» представил новую программу «Посвящение» в рамках VIII Международного Гаврилинского фестиваля. Программа была полностью посвящена творчеству Валерия Гаврилина и удивила необычной трактовкой произведений композитора.

Первое отделение носило негласное название «Гаврилин и джаз». Это творческий эксперимент ансамбля «Русский Север» и известной вологодской певицы, музыканта, преподавателя Вологодского колледжа искусств Виктории Андреевой. Именно она стала автором эстрадно-джазовой аранжировки произведений Гаврилина, исполненных на концерте солистами «Русского Севера» и молодежным эстрадным хором Вологодского колледжа искусств под руководством самой Андреевой. Работа над этой программой к юбилею композитора началась около года назад.

«Мы не стали сразу заявлять в афишу такое название – «Гаврилин и джаз» –решив, что сначала попробуем, что выйдет из нашей затеи, – рассказал художественный руководитель ансамбля «Русский Север», народный артист России Евгений Максимов. – Немного боялись, как примут нас слушатели, которые привыкли к классической версии исполнения произведений Гаврилина, которая ассоциируется в большой степени с Эдуардом Хилем. Однако сам Валерий Александрович наверняка бы одобрил такой эксперимент: он был открыт всему новому, сам был во многом первооткрывателем, прокладывал свою дорогу в музыке. И, думаю, он бы порадовался, что его произведения новое поколение исполняет по-новому». Любую программу по Гаврилину Евгений Максимов начинает с получения разрешения на нее у вдовы Валерия Александровича Натальи Евгеньевны – так было с вокально-хореографическим действом «Скоморохи» и с балетом «Дом у дороги», который «Русский Север» исполнил во втором отделении концерта. Этот балет по мотивам одноименной поэмы Александра Твардовского «Русский Север» впервые представил в 2014 году на VI Международном музыкальном Гаврилинском фестивале и получил за него Государственную премию Вологодской области. И сейчас, как и 5 лет назад, рассказанная в танце проникновенная история крестьянской семьи, на которую обрушились горести войны, не оставила зрителя равнодушным.

Против новой джазовой программы Наталья Евгеньевна Гаврилина также не возражала, положительно отнесясь к возможности показать творчество Гаврилина несколько с иной стороны.

«Музыка Гаврилина цепляет – я год делала эту программу, вставала с этим, засыпала с этим, зарядила своих студентов в колледже его музыкой, – рассказала автор аранжировок Виктория Андреева. – Валерий Александрович «оттуда» не всё мне разрешал. Когда у меня начинало всё ломаться, идти наперекосяк, я понимала: он против, это не то, что нужно. А вот когда работа шла прямо как по маслу, я понимала, что он одобряет, ему нравится. Ну а если серьезно, то я уверена, что будь Валерий Александрович жив, он точно бы «заджазовал». Я видела записи, как он играл на фортепиано, и очевидно, что джазовый посыл ему в принципе был близок, как близка любая гармония». Виктория Андреева добавила, что это первый опыт исполнения Гаврилина «в джазе»: до этого таких экспериментов не ставил никто.

Эксперимент удался: необычное звучание давно любимых композиций – «Черемухи» на стихи Ольги Фокиной, «Мамы», «Шутки» – вологодская публика приняла очень тепло. Некоторые произведения, более привычные «в виде» песен (с вокалом), на концерте были исполнены только на музыкальных инструментах – например, песня «Мама», весьма своеобразно прозвучавшая на окарине. И наоборот – произведения, предполагающие инструментальное исполнительство («Тарантелла»), – были спеты а капелла и тоже прозвучали свежо и ново. Евгений Максимов поделился планами записать диск с джазовыми аранжировками произведений Гаврилина.

Плодотворное сотрудничество ансамбля «Русский Север» и эстрадного молодежного хора колледжа искусств подтолкнуло Евгения Максимова к активной фазе реализации его давней мечты – созданию в Вологде театра мюзикла. «Такой театр мог бы появиться на базе Вологодского колледжа искусств, – поделился Максимов. – В колледже есть эстрадное отделение, студенты его прекрасно поют: основа для театра в принципе уже есть. Материально-техническая база также есть. Этот вопрос мы уже обсуждали с директором колледжа Львом Исаевичем Трайниным, и думаю, что создание театра мюзикла вполне реально».

Елена Легчанова