Первый межрегиональный телемост между музеями писателей второй половины ХХ века прошел накануне в рамках VI Всероссийских Беловских чтений. Телемост объединил представителей пяти литературных музеев – Литературно-мемориального музея Федора Абрамова (Архангельская область), Литературного музея имени Виктора Астафьева (Красноярский край), Музея Валентина Распутина (Иркутская область), Всероссийского мемориального музея-заповедника Василия Шукшина (Алтайский край) и Музея-квартиры Василия Белова (Вологда).

Этих авторов объединяет многое: время, в которое они творили, личное знакомство или дружба, общая тематика творчества – все они являются представителями так называемой «деревенской прозы» (как бы сами они ни относились к этому определению), общность мировоззрения, взглядов на судьбу русского крестьянства. Между литературными музеями, в которых сохраняется память об этих писателях и популяризируется их творчество, также установлены тесные дружеские связи: представители музеев созваниваются, обмениваются опытом, встречаются на конференциях и семинарах, обсуждая общие проблемы и перспективы развития.

Онлайн-встреча сразу всех пяти музеев – еще одна форма сотрудничества, апробация которой прошла накануне. Инициатива проведения телемоста принадлежала вологодской стороне, поэтому и состав участников из Вологды был наиболее многочисленным. В онлайн-встрече приняли участие не только музейщики, но и ученые-литературоведы, библиотекари, учителя, современные писатели, представители органов власти. Почетными гостями стали родственники писателей – вдова Василия Белова Ольга Сергеевна и дочь Анна Васильевна, сын Виктора Астафьева Андрей Викторович.

Каждый музей представил видеопрезентацию о себе – таким образом участники телемоста смогли в течение нескольких минут заочно побывать во всех пяти музеях. Их представители коротко рассказали о своих мероприятиях и планах на будущее.

«В этом году 15 лет отметил музейный комплекс в Овсянке, посвященный Виктору Астафьеву. Там сейчас находится музей повести «Последний поклон», мемориальный домик В.Астафьева. Сейчас мы приступили к проектированию напротив этих домиков Национального центра Астафьева, где хотим показать Виктора Петровича не просто в «биографическом» виде: родился-воевал-женился-умер, а представить его как необыкновенную глыбу русской литературы и культуры», – рассказали представители Красноярского краевого краеведческого музея. Красноярцы также рассказали о своей инициативе создания «Великого сибирского литературного маршрута»: Енисей (Астафьев) – Байкал (Распутин) – Алтай (Шукшин) и добавили, что будет хорошо, если северяне – Вологда (Белов) и Архангельск (Абрамов) – к нему присоединятся.

«2020 год в Архангельской области будет объявлен Годом Федора Абрамова – будет отмечаться 100-летие выдающегося писателя. Инициатива проведения множества абрамовских мероприятий шла от людей и была поддержана властями», – рассказали о своих планах представители Архангельского краеведческого музея.

«Валентин Распутин оставил после себя замечательный литературный праздник – дни русской духовности и культуры «Сияние России», которые проводятся с 1994 года. Валентину Григорьевичу было очень важно, чтоб это был не фестиваль, а именно дни, на которых в полную силу бы звучало русское слово», – напомнили сотрудники Иркутского областного краеведческого музея.

«Для нас этот год особый, знаковый: мы отмечаем 90-летие со дня рождения Василия Макаровича Шукшина. В Сростках, на малой родине Шукшина, побывали почти все писатели, чьи музеи у нас сегодня на связи: Астафьев, Белов, Распутин (не был только Абрамов). Мы с вами единое пространство», – отметили представители мемориального музея-заповедника В.М.Шукшина и выдвинули мысль о создании общей передвижной выставки, посвященной выдающимся писателям-деревенщикам, которая могла бы путешествовать по литературным музеям.

Важность подобных онлайн-встреч подчеркнули директор Государственного музея истории русской литературы имени В.И.Даля Дмитрий Бак и директор государственного музея имени А.С.Пушкина Евгений Богатырев, сопредседатели правления Ассоциации литературных музеев Союза музеев России.

Два музея из участвующих в телемосте (Федора Абрамова и Василия Белова) находятся на Русском Севере, три (Валентина Распутина, Виктора Астафьева и Василия Шукшина) – в Сибири. Одни музеи имеют уже довольно длительную историю (к примеру, музей-заповедник Василия Шукшина, ушедшего раньше других «деревенщиков», открылся спустя 4 года после смерти писателя, в 1978 году), другие являются еще совсем юными (музей Валентина Распутина открылся только в марте 2017 года). А к созданию литературного музея Виктора Астафьева приложил руку сам писатель: в 1997 году по инициативе Астафьева был создан музей, посвященный сибирским писателям и литературе о Сибири, который впоследствии стал непосредственно «астафьевским».

Сегодня в России насчитывается около 150 литературных музеев – их в общем числе музеев больше всего. Это часто объясняют общим литературоцентризмом русской культуры. Однако функции литературного музея со временем меняются – если раньше он рассматривался как памятник гению, своеобразный мемориал, где время «замораживалось» и писатель представал «как живой», то сегодня это многофункциональный центр, призванный не столько сохранять память о выдающемся писателе и музеефицировать мемориальное пространство, сколько актуализировать его наследие, способствовать пониманию его творчества новыми поколениями читателей.

Дискуссия о том, как популяризировать творчество писателей-деревенщиков, стала второй важной частью онлайн-встречи. Модератором ее выступил заведующий кафедрой литературы Вологодского государственного университета Сергей Баранов, редактор семитомного собрания сочинений В.И.Белова, вышедшего в 2012 году. «Литература не существует без читателя, – обозначил проблему Сергей Юрьевич. – Если книга лежит и ее никто не читает – это пачка бумаги, испачканная типографской краской. Литература живет только тогда, когда человек, читая, пропускает книгу через свой внутренний мир. Сейчас с чтением вообще и с чтением «деревенской прозы» в частности существуют большие проблемы, которые всем нам – и школьным учителям, и вузовским преподавателям, и библиотекарям, и музейным работникам – приходится решать. Все мы заняты одним делом: пытаемся донести слово писателей до читателя. И это очень непросто, потому что нынешнее поколение читателей испытывают затруднения даже на этапе восприятия текста. Им зачастую непонятны те реалии, явления, о которых идет речь. И через это непонимание надо прорываться, объяснять, заинтересовывать». Представители регионов, которым посчастливилось стать малой родиной писателей-деревенщиков, рассказали, как каждый из них пытается справиться с этой проблемой и донести слово своего земляка до современного читателя.

Итогами онлайн-встречи стали несколько важных решений. Для популяризации литературного наследия авторов «деревенской прозы» было предложено создать межрегиональный проект по изданию «Антологии деревенской прозы ХХ века» – опорного пособия для разработки и реализации учебных программ по литературе в школах и вузах. Редакционная коллегия данного издания должна состоять из литературного, научного и музейного сообщества пяти регионов, где находятся литературные музеи писателей.

Вторым решением стала идея организации научно-практических конференций литературных музеев писателей второй половины ХХ века. Принимающей стороной для таких конференций могли бы становиться поочередно все музеи, входящие в состав Сообщества музеев писателей второй половины ХХ века.

Мнения и предложения всех участников по этим вопросам будет аккумулировать Музей-квартира В.И.Белова в Вологде.

Теги: Беловские чтения, Василий Белов, Ольга Белова, Сергей Баранов
Елена Легчанова

Новости по теме