12+

«Красной нитью…» проходят народные традиции в творчестве Татьяны Соколовой, чья выставка открылась в «Резном палисаде»

В 80-е – 90-е годы художница профессионально занималась живописью (к которой вернулась и сейчас), много лет работала в Вологодском музее-заповеднике, где хорошо изучила первоисточники – образцы народного искусства. С тех пор народная традиция стала прочной основой ее собственного творчества – удивительного и многогранного. На небольшой выставке в центре ремесел «Резной палисад» представлены и лоскутные панно, и авторские куклы, и валяные изделия, и почерк» мастера узнаваем во всех этих вещицах. Многие из них были представлены зимой на выставке в галерее современного искусства «Красный мост», но в камерной атмосфере старинного деревянного дома эти работы выглядят по-особому уютно и тепло.

Татьяна Соколова работает в технике послойного лоскутного коллажа, достаточно трудоемкой. Ткань – не краски, которые можно смешать на палитре; порой, чтобы найти лоскутки нужного цвета, художница перебирает множество вариантов, детали панно приходится по многу раз спарывать и пришивать заново, причем только вручную. Эти стежки, аккуратно спрятанные или нарочито небрежные, придают вещи уникальный облик, свойственный только тому, что существует в единственном экземпляре, и по-настоящему неповторимо. Сюжеты лоскутных панно рождаются сами собой, ведь глубокое погружение в традиции народного искусства всегда подскажет какие-то новые образы или идеи, например, вазоны с пышными букетами навеяны народными росписями.

Пестрота и яркость этих живописных – по-другому не скажешь – полотен зависят и от материалов разной фактуры, которые Татьяна Соколова использует для создания панно. «Это только натуральные ткани, – говорит художница, – в основном хлопок и лён, иногда шёлк и шерсть. Валяные фрагменты панно тоже делаю сама. Мне больше подходят старинные ткани – собираю их везде, бывает, в секонд-хенде специально беру старые вещи. Их прелесть в том, что они пожившие, а панно или кукла –их вторая жизнь. Это ведь целая философия – не выбросить вещь, а найти ей новое применение. Могу и современные ткани состарить искусственно – повернуть наизнанку, перекрасить или просто в хлорку окунуть – эффект возникает совершенно неожиданный, это настоящая живопись».

Куклы, представленные на выставке, еще нигде не экспонировались. Создавая их, Татьяна Соколова тоже опирается на традицию, однако дает полную свободу своей фантазии. Например, «три девицы под окном» – обаятельный кукольный «портрет» персонажей пушкинской сказки – сделаны по образцу народной зóльной куклы. В старину в крестьянских семьях ее делали так: насыпали в лоскуток печной золы, завязывали в узел, окунали его в воду и высушивали – получалась твердая кукольная головка, а тело у такой куклы было мягким, тряпичным. Внутри выставочных кукол не зола, но принцип изготовления тот же, а в качестве украшений использовано всё, что оказалось под рукой: блестки, бусины, кусочки сломанной броши. Куколки-«парижанки» выглядят совсем по-другому – изящными нарядными городскими барышнями.

«Традиция для меня очень важна, это мои русские корни, я ими горжусь и не хочу от них отказываться, – говорит Татьяна Соколова. – Конечно, мы живем в современном мире, не ходим в лаптях и сарафанах. Но дизайнерский подход к делу может сделать современным и древнее ремесло».

Выставка Татьяны Соколовой «Красной нитью…» работает в центре ремесел «Резной палисад» до 15 ноября. Адрес: г. Вологда, ул. Засодимского, 5.

Светлана Гришина