12+

Роман Красильников: «По словам мамы, библиотекари называли меня профессором…»

Доктор филологических наук, профессор Вологодского государственного университета Роман Красильников присоединился к проекту cultinfo и Вологодской областной детской библиотеки «Встретимся в… библиотеке!», где мы даем слово читателям ВОДБ разных лет. Они не только делятся воспоминаниями, но и рассуждают о том, как сделать чтение одним из любимых занятий детей. Проект приурочен к 50-летнему юбилею детской библиотеки, который она отметит в 2020 году. Итак, слово Роману Красильникову:

Помню мой первый визит в областную детскую библиотеку. Это была дошкольная пора, я только-только еще учился читать, и мама привела меня в здание на Марии Ульяновой (наверное, особняк на Советском проспекте ремонтировался). Я взял на дом книгу А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Мне было очень трудно читать ее: шрифт был небольшой, текст немаленький, а я еще еле-еле разбирал слова по слогам. Вроде бы я даже заснул, измучившись, после первых двух страниц. Но с этого началась моя любовь к книгам и областной детской библиотеке.

По понятным причинам мои воспоминания о тех годах отрывочны. Чтение книг тогда было главным развлечением и источником информации для детей. Я помню, как мог явиться в библиотеку уже на следующий день, накануне буквально «проглотив» книгу, каким волнующим был переход из одного отдела (для 1-4 классов) в другой (для средней школы), каким истрепанным и исписанным со временем становился зеленый читательский билет, как стали появляться детективы и фэнтези, за которыми выстраивалась виртуальная очередь. Были и интересные мероприятия и викторины в читальном зале, и походы в нотно-музыкальный отдел за нотами и аудиозаписями, и, конечно, общение с работниками библиотеки – от гардеробщиц до сотрудников отделов.

По словам моей мамы, библиотекари меня называли профессором. Сейчас я на самом деле профессор, доктор филологических наук. И я помню, что именно в областной детской библиотеке когда-то зародилась во мне любовь к книгам.

Безусловно, меня как литературоведа и культуролога, преподавателя и родителя очень волнует трансформация современной цивилизации, коснувшаяся библиотек, книг и чтения. Новые поколения детей ориентированы на аудиовизуальную культуру. И естественно, что многим родителям, в том числе и мне, свойственна некая ностальгия по книжному прошлому, и есть желание приобщить детей к чтению. Как же это сделать?

На мой взгляд, нельзя приучить ребенка к книге, насильно заставляя его читать. Это порождает только конфликты и отторжение. Лучше привести ребенка в библиотеку, походить между стеллажей, вместе полистать книги, посмотреть, чем он заинтересуется, и взять на дом понравившиеся издания. Очень важно (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) совместное чтение вслух и последующее обсуждение прочитанного. Книга может стать хорошим средством коммуникации между ребенком и родителями, обеспечить диалог и понимание в семье.

Бывает, что круг чтения ребенка не устраивает родителей. Вступая в подростковый возраст, дети все больше прислушиваются к рекомендациям своих сверстников, следуют за модными тенденциями, например, фан-фикшн (любительские тексты-продолжения) в интернете. Но вспомним, как наши родители относились к нашему чтению: оно им тоже зачастую казалось непривычным и даже вульгарным. Становление личности в подростковом возрасте связано с поисками себя в самых неожиданных проявлениях. Поэтому стоит запастись терпением, постараться понять любые интересы ребенка (тем более в сфере чтения) и продолжать диалог – наверное, лучше откровенный разговор, чем пропасть неприятия.

И наконец, необходимо читать самим. Если родители хотят сохранить традиции книжной культуры, они должны тоже оторваться от телевизоров, смартфонов и компьютеров и подавать детям пример.

Во всех этих устремлениях областная детская библиотека – наш верный друг. Сегодня она является не только хранилищем знаний, но и культурным центром, ориентиром в поисках качественной литературы и истинных ценностей.