12+

Литературный семинар молодых авторов глазами прозаика Натальи Мелехиной

21 и 22 октября в рамках Всероссийских Беловских чтений в этом году уже в четвертый раз проходил Литературный семинар молодых авторов. По мнению организаторов и участников, семинар стал одним из основных событий Беловских чтений, что доказывает и постоянно расширяющаяся география, и количество присылаемых заявок.

Своим мнением о семинаре делится Наталья Мелехина, вологодский прозаик и журналист, лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, продолжатель современной линии так называемой «деревенской прозы». 

Объективно

«За четыре года своего существования это мероприятие стало одним из ключевых в программе Всероссйиских Беловских чтений», – заявил Иван Поздняков, старший референт Главы города Вологды по вопросам культуры, на открытии семинара молодых авторов 21 октября 2019 года.

И это, действительно, так: именно ключевым. Изначально идея проведения семинара для молодых авторов принадлежит вологодскому писателю Дмитрию Ермакову. В первый год своего существования, в 2016-м, возраст участников был строго ограничен – с 14 до 22 лет. И получился неожиданный эксперимент: поскольку литературных семинаров именно для школьников и студентов у нас в стране практически нет, для этой возрастной группы мероприятие в рамках Беловских чтений стало уникальной возможностью получить советы экспертов и коллег-ровесников.

Неудивительно, что уже на первый семинар заявки поступили не только из Вологодской области, но и из других регионов России. И сразу же посыпались просьбы от молодежи увеличить возрастной ценз потенциальных участников до 35 лет.

Организаторы откликнулись на эту просьбу. В 2017 и 2018 году обсуждение велось по двум категориям – 14-17 лет и 18-35 лет, без обычного разделения на номинации «Проза» и «Поэзия». К четвертому мероприятию этот порядок решили изменить.

«Популярность семинара, несомненно, растет. В этом году заявки подали 76 человек, что значительно больше, чем в прошлом. География очень обширная – от Москвы и Санкт-Петербурга до Хабаровска и Камчатки. Впервые в этом году участников разделили не на возрастные группы, как это было у нас ранее (14-17 лет и 18-35 лет), а по номинациям “Поэзия” и “Проза”», пояснила Марина Колесникова, руководитель Центра писателя В.И. Белова.

Заявок от молодых поэтов и прозаиков в 2019 году было подано примерно поровну, а некоторые авторы прислали свои работы в обе номинации. Есть и такие юноши и девушки, которые участвуют в семинаре не первый год.

«Это особенно радует. Значит, литературная учеба на нашем семинаре в предыдущие годы была для них полезна и дала результаты», замечает Марина Колесникова.

Некоторые «семинаристы» прошлых лет, окончив школу, для продолжения образования выбрали учебные заведения, дающие специальности, связанные с литературным трудом.

Как это было в 2019-м

30 сентября ведущие семинаров отобрали 20 лучших работ (10 в номинации «Проза» и 10 в номинации «Поэзия»). Авторы, попавшие в эти списки, получили приглашения на Беловские чтения. В жюри семинара поэзии вошли Инга Чурбанова (Вологда), Виктор Кирюшин (Москва), Геннадий Сазонов (Вологда), а прозы – Дмитрий Ермаков (Вологда), Андрей Сальников (Вологда), Юрий Фофин (Челябинск) и я, Наталья Мелехина. В первый день к жюри у прозаиков присоединился писатель Леонид Иванов (Тюмень), а во второй – писатель Лидия Сычева (Москва).

Литературная учеба длилась два дня. 21 октября состоялось торжественное открытие, работа по секциям «Поэзия» и «Проза». Закончился день заседанием круглого стола по теме «Я – читатель. Я – писатель». Молодые поэты и прозаики из разных городов познакомились друг с другом, рассказали о литературной жизни в тех городах, которые они представляют. Поэт Юлия Зайцева (Ярославль) и прозаик Юрий Сычев (Боровичи, Новгородская область) презентовали свои новые книги, а делегация из Нарьян-Мара литературный альманах «Заполярье» и детский журнал «Пунушка».

22 октября с утра молодые авторы сходили на экскурсию по Вологде и посетили музей-квартиру В.И. Белова, причем экскурсию для них провела обладательница звания «Лучший гид России» Нина Смелкова.

Затем продолжили свою работу секции «Проза» и «Поэзия». После завершения обсуждений в торжественной обстановке подвели общие итоги семинара, финалистам вручили дипломы и сувениры. Далее началась неофициальная часть вечера. Полина Акимова и Валерий Селиверстов из Нарьян-Мара порадовали всех музыкальными номерами. Полина сыграла на домре, а Валерий спел под гитару (кстати, он музыкант рок-группы).

Писатель Леонид Иванов представил свою новую книгу «Суббота – банный день». Оказалось, что Леонид Кириллович – уроженец Вологодской области, а именно села Озерки Вашкинского района. Неудивительно, что деревенская тематика – красная нить всего его творчества. Лидия Сычева кратко рассказала о своей новой книге «Мед жизни»: ею открывается новая серия издательства «Вече» – «Любимые», раскрывающая всю многогранность человеческих взаимоотношений.

Субъективно

А теперь субъективные впечатления от нынешнего семинара прозы. Среди авторов-прозаиков все меньше абсолютных новичков, все больше тех, кто в литературе не первый день, несмотря на молодой возраст. Такая тенденция говорит нам о том, что растет статус семинара в рамках Беловских чтений, что молодежь о нем не просто знает, но считает его важным и интересным событием в литературном календаре.

Так Виктория Татур (Москва) и в особенности Ирина Михайлова (Москва) фактически уже сложившиеся писатели со своим сформировавшимся стилем, тематикой, образным рядом и т.д. Виктория на семинаре позиционировала себя как детский автор, представленные ею рассказы «Нанозавры» и «Бабушкино облако» можно и нужно рекомендовать к прочтению, но если «Нанозавры» – это произведение именно для детей, то «Бабушкино облако», скорее, о детях, но для взрослых читателей.

У Ирины все три рассказа хороши, и хоть и есть в ее текстах кой-какие мелкие недочеты, их все же легко уберет внимательный редактор книги или журнала. «Я слышу», «Подвиг», «Голос» – мне лично понравились все три, но «Я слышу» все-таки больше за попытку не просто показать, а дать почувствовать читателю, как воспринимают мир глухонемые люди. Как заметил ведущий семинара, главный редактор журнала «Вологодский ЛАД» Андрей Сальников: «Эти произведения я бы взял для публикации». Конечно, нам всем, экспертам семинара, хотелось бы, чтобы у Ирины вышла и дебютная книга.

По остальным авторам я полностью согласна с Дмитрием Ермаковым. Копирую часть отзыва Дмитрия Анатольевича с его странички в Вк: «Самые хорошие впечатления оставили работы Александры Кузнецовой из Тюменской области, вологжанки Анны Вышегородцевой (это совсем юные девушки 17 и 15 лет). Очень интересную работу представила Полина Пименова (интересно и приятно наблюдать рост литературного мастерства этой девушки), а ведь ей всего 18 лет. Интересны литературные поиски ("северные" рассказы) Анны Фирулевой. Юрий Сычев - старожил нашего семинара - растет творчески, развивается».

Общее наблюдение: в текстах молодых прозаиков много семейных историй почему-то, которые часто заканчиваются трагично, и много рассказов, в которых персонаж (рассказчик) так или иначе возвращается в воспоминаниях к своему детству. Эту же тенденцию отметил и Андрей Константинович Сальников. Даже повесть в жанре фэнтези «Рыжая полоса жизни» от Анны Вышегородцевой – это тоже в какой-то степени семейная история (или даже сага). В ней девочка из многодетной семьи, живущей в райцентре Вытегра, узнает, что новенький мальчишка в классе – на самом деле эльф. Героев ждет множество испытаний и приключений, по ходу повествования они взрослеют и в финале повести женятся. Как и Дмитрия Ермакова, меня тоже очень удивляет, что столь юная девушка в целом справилась с написанием сказочной повести, и вовсе не легковесной, а доброй и светлой по своему содержанию. По сути, вся сказка Ани Вышегородцевой преисполнена уважением к семейным ценностям.

За четыре года ведения семинара заметила, что восприятие мира у авторов в возрасте примерно до 20 лет и старше 20 лет колоссально отличается. До 20 лет авторы часто присылают притчи (им кажется, что они могут научить мир чему-то великому и мудрому), фэнтези (им ошибочно кажется, что фэнтези можно выдумать из головы, без оглядки на реальность), сказки (как правило, с моралью в конце), эссе (как для ЕГЭ) и т.д. Однако в этом возрасте ребята очень по-светлому смотрят на мир, и даже некая мрачность – это всего лишь дань подростковому возрасту. А после 20 лет авторы начинают писать о том, что действительно их волнует, «по-невыдуманному», и вот тут уже, к сожалению, некоторая мрачность – не дань возрасту, а некое следствие невеселого жизненного опыта. Впрочем, это отдельная тема для огромного разговора.

Наталья Мелехина