12+

Рассмотреть грани живописного мастерства и педагогического таланта Ильи Репина приглашает ВОКГ

Рассмотреть грани живописного мастерства и педагогического таланта одного из мэтров изобразительного искусства приглашает Мастерская А. В. Пантелеева. Здесь открылась выставка «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья», приуроченная к 175-летию художника.

Илья Репин – маэстро живописного мира, которому было подвластно всё: и огромные сюжетные исторические полотна, и удивительные по своей выразительности портреты, и пейзажи, и жанровые работы. Кроме того, это был замечательный педагог, который воспитал 150 учеников – многие из них стали известными художниками.

«Несмотря на то, что в фондах галереи всего лишь одна картина Репина и шесть его гравюр, нам давно хотелось показать мастерство этого художника, – рассказала куратор выставки, заместитель директора ВОКГ Ирина Балашова. – Если картины Репина есть во многих музеях страны, то его гравюры – малоизвестный материал, их не так и много. Кроме того, у нас хранятся работы учеников художника, например, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова, с которыми он писал большое полотно “Заседание государственного совета”».

Выставка демонстрирует графические и живописные работы и позволяет показать талант Репина и творчество его соратников. В центре экспозиции – портрет известного скульптора второй половины XIX века Марка Антокольского, который написал Репин. Они дружили с юных лет, а познакомились в скульптурном классе Академии художеств – Репин хотел попробовать себя в этом виде искусства. Получалось не слишком удачно. В обеденный перерыв Антокольский подошел к нему и дал несколько советов, с которых и началась дружба двух великих мастеров. В студенчестве они жили на одной квартире, после учебы пути разошлись, но они радовались редким встречам и успехам друг друга. Марк Антокольский умер в 1902 году, Репин писал его портрет по воспоминаниям и фотографиям в 1914-15 годах в усадьбе Пенаты. Он изобразил Антокольского элегантным мужчиной, сидящим на стуле и держащим на коленях один из модных атрибутов того времени – трость, благодаря чему художник смог показать главный инструмент скульптора – его артистичные и при этом сильные пальцы. Портрет не слишком известен поклонникам творчества Репина, тем не менее его часто запрашивают из Вологды на выставки в музеи Москвы и других городов.

Гравюр Репина не так много – художник лишь пробовал себя в данной технике. На выставке представлена одна из первых его попыток в этом направлении – «Старик в короне». Рисунок был сделан еще в рисовальной школе перед поступлением в Академию художеств, а позднее, в 1863 году, переведен в гравюру. Остальные представленные гравюры написаны в 1875-м, когда Илья Репин путешествовал по Европе как пенсионер от Академии художеств.

Кроме того, в картинной галерее собран целый ряд работ известных русских граверов: В. Матэ, Л. Дмитриева-Кавказского, Л. Овсянникова, А. Пятигорского, репродуцировавших в технике офорта прославленные живописные полотна Репина: «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это позволяет вглядеться в знаменитые композиции Репина, осознать их непреходящую ценность.

Творчество именитого художника дополняют работы его друзей, среди которых Иван Крамской и Николай Ге. Конечно, не остались без внимания работы воспитанников Репина – в экспозицию вошли произведения 11 его учеников, таких как Валентин Серов, Борис Кустодиев, Иван Куликов, Филипп Малявин, Игорь Грабарь, Исаак Бродский, Анна Остроумова-Лебедева, Иван Билибин, Константин Сомов, Дмитрий Кардовский и наш земляк тотьмич Феодосий Вахрушов. Илья Репин давал им полную свободу в творчестве, чтобы они смогли найти свой стиль.

Чтобы лучше понять выставку, Ирина Балашова советует посетителям прочитать книгу Ильи Репина «Далекое близкое», где художник делится воспоминаниями, с юмором рассказывая о событиях своей жизни.

Выставка работает до 23 ноября в Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева (ул. Козленская, 4).

Ирина Сорокина