12+

Как интересно рассказывать о путешествиях: лайфхаки эксперта журнала National Geographic Traveler Ольги Яковины

Мастер-класс «Как научиться интересно рассказывать о путешествиях» в рамках фестиваля «Свидание с Россией» провела для всех желающих Ольга Яковина, главный тревел-эксперт журнала National Geographic Traveler Россия.

Ольга – тревел-журналист с 15-летним стажем, обожает путешествия и умеет увлекательно о них рассказывать. Три года она была главным редактором National Geographic Traveler, 5 лет ведет программу о путешествиях на московском «Радио 7 на семи холмах», а также является автором множества аудиогидов.

Если вы хотите попробовать себя в качестве тревел-журналиста, путешествующего блогера, создателя аудиогида или просто создавать «бьющие в точку» посты о своих путешествиях в соцсетях, мы коротко перескажем вам некоторые наиболее жизненные советы и рекомендации Ольги Яковины. Надеемся, они вам пригодятся.

1. Частое заблуждение: рассказывать о родных, хорошо знакомых местах – просто. На самом деле это не так: когда находишься «в теме», возникает желание рассказать обо всем и много. И тогда рассказ оказывается перегружен ненужными подробностями и за собой не зовет. Нужно придерживаться принципа: лучше меньше, да лучше. Для этого нужно:

2. Смотреть на все глазами туриста. Поставить себя на место человека, который об этом месте не знает ничего.

3. Представить себе человека (аудиторию), кому адресован ваш рассказ. Для каждой аудитории находить свои слова. Рассказы, которые написаны «для всех», никого не цепляют (как в рыбалке: только точно зная, кого вы ловите, вы сможете правильно подобрать приманку).

4. Самый мощный «крючок» для привлечения читателя или слушателя – это хорошая история. То, что оживляет рассказ и что в итоге запоминается. При рассказе о памятнике архитектуры никто не запомнит, в каком году и в каком стиле он построен. Запомнят легенду, связанную с ним.

Истории можно написать о чем угодно. В качестве примера Ольга приводит путеводитель по окраинам Ярославля – воспоминания местных жителей о своей «бурной молодости», связанной с этими местами.

Хорошие сторителлинги можно найти на платформе izi.travel, где собраны около 10000 бесплатных аудиогидов. Есть и аудиогиды, записанные Ольгой Яковиной, в том числе по Вологодской области. Аудиогиды записывают не только профессиональные экскурсоводы – свой аудиогид может создать любой человек.

5. При создании аудиогидов надо помнить, что звучащий текст воспринимается хуже, чем написанный. Человек, слушающий аудиогид, параллельно идет или едет, внимание у него рассеяно. Поэтому текст надо адаптировать для слушания (предложения короче и четче, больше конкретики и т.д.).

6. Истории, которые можно вставить в свой рассказ, нужно искать повсюду, используя все подручные ресурсы: интернет, книги, рассказы местных жителей. Всегда нужно помнить, что история есть у любой улицы, дома или дерева – главное, не пожалеть времени, чтобы ее найти.

7. Еще «крючки» для читателя/слушателя:
- «Вау-факты» (парадоксальные наблюдения, удивительные цифры и т.д.). Помнить, что читатель капризен, он не должен скучать.
- Лайфхаки, полезные советы (с какой точки лучше снять кремль? в какое кафе точно надо зайти? что попробовать? какой сувенир купить?).
- Ирония и шутки (Это пробуждает эмоцию. Нельзя быть слишком серьезным. Эмоция – это смазка, без нее текст становится сухим).
- Яркие детали (запоминаются именно они). Но важно помнить, что нельзя утонуть в этих деталях, переборщить с ними.

8. Что точно нужно выкинуть из текста о путешествии:

- пафос и патетику (убивают текст, делают его унылым)
- чужие слова (говорить своими словами, не умничать)
- красивости (прекрасный, роскошный, восхитительный, великолепный – эти эпитеты уже не несут смысловой нагрузки). Лучше говорить о тактильных ощущениях, запахах, вкусах
- пространные описания, лишние подробности - банальности и общие места
- канцеляризмы и книжные обороты («падение произошло вследствие утраты равновесия»)
- клише и штампы («узкие мощеные улочки», «неизгладимые впечатления»)
- восклицательные знаки и многоточия (их обилие выдает бессилие автора).

Редакторы шутят, что любой текст можно сократить до подписи к картинке.

9. Правила для звучащего текста:

- лаконизм и простота
- короткие предложения
- одна мысль – одно предложение
- четкая логика (иначе слушатель потеряет суть рассказа)
- естественная речь.

Причастные, деепричастные обороты, перечисления, пространные описания, сложные цифры не воспринимаются на слух.

Можно попробовать записать себя на диктофон и послушать свою речь со стороны. У звучащей речи есть свои инструменты: интонация, ритм, паузы, ударения. Их можно (и нужно) использовать грамотно; это приходит с опытом.

10. Факт-чекинг (проверка фактов). Перепроверьте еще раз:

- цифры, даты
- имена собственные
- географические названия
- всё, что указывают как «самый большой», «самый старый» (часто оказывается, что это не так)

Особенно перепроверьте те факты, в которых вы 100% уверены.

Если правдивость истории нельзя подтвердить, но она очень интересная, есть волшебные выражения «говорят, что», «есть версия, что», «по местной легенде…».

И еще один совет от Ольги Яковины: в путешествие лучше ехать без ожиданий, чтоб не получить «парижского синдрома» – разочарования от несоответствия реальности той картинке, которая рисовалась в воображении. И еще – каждому месту, которое в данном путешествии вам категорически не понравилось, по мнению Ольги, нужно дать второй шанс.

Елена Легчанова