12+

Вглядитесь в пейзаж вместе с посторонним: в галерее «Красный мост» открылась выставка живописи

Свое творчество на ней представляют московские художники Егор Плотников и Евгения Буравлева. Они супруги, вместе учились в Суриковском институте, а теперь работают в одной мастерской. Несмотря на молодость, они очень востребованные авторы: их работы выставлялись в Третьяковской галерее в Москве, в галерее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, а в Вологду они приехали, только что вернувшись из Франции – в Компьене проходила выставка их пейзажей. Как отметила куратор выставки «Пейзаж с посторонним 2.0» Светлана Веселова, сейчас, когда в искусстве преобладает концептуальный подход, традиционный пейзаж немного подзабыт. Тем интереснее видеть художников, которые, работая в реалистической манере, не только гармонично вписываются в контекст современного искусства, но и умеют найти уникальный способ самовыражения.

Егор и Евгения признаются, что у них мало совместных проектов и обычно их работы экспонируются по отдельности. Однако на выставке в галерее «Красный мост» диалог их работ оказался выстроен так интересно, что можно почувствовать и взаимовлияние, и различие. Художники действительно во многом созвучны друг другу: их меланхоличные пейзажи, проникнутые покоем и тишиной, настраивают на долгое созерцание. Безграничность пространства, обозначенного далекой линией горизонта, показывает, насколько мал человек по сравнению с природой – и тем не менее он может охватить взглядом ее красоту и ощутить родство с нею.

Живописцы, каждый по-своему, приглашают зрителя к тихому размышлению наедине с природой. С полотнами Егора соседствуют миниатюрные скульптуры из папье-маше, которые, если взглянуть на них с определенного ракурса, оказываются вдруг «внутри» пейзажа. Некоторые картины Евгении населены персонажами, как будто оказавшимися там случайно, причем многие из них стоят спиной к зрителю, словно наблюдая природу с той же точки зрения, что и он. «Скульптуры Егора или персонажи в моих холстах – это такой проводник между зрителем и картиной, – говорит Евгения. – Он является таким фантомным персонажем, который призван остановить зрителя и попробовать помочь ему посмотреть на себя со стороны».

«Лет 20 назад в Плёсе открывали музей пейзажа, – вспоминает искусствовед Галина Дементьева, – и там выставлялись именно современные художники, так что этот жанр никогда не уходил со сцены изобразительного искусства. Природа помогает, защищает и одухотворяет, это такой уютный уголок, куда художник может спрятаться от современности. Пейзажи на этой выставке производят двойственное впечатление: с одной стороны, одухотворенность, покой, состояние чистоты и цельности, с другой – отношение к природе, которое ее разрушает. Человек, который чувствует себя здесь одиноким, одинок по сути, и он тем более должен сливаться с природой, потому что именно она даст ему силы жить».

Как сказал Егор Плотников, делая выставку в новом месте, художник заново открывает для себя свои работы, смотря на них глазами нового зрителя. Оба художника родом из Кирова, но в годы учебы трижды проходили практику в Ферапонтово – наверное, поэтому многие пейзажи покажутся вологжанам узнаваемыми по духу.

Выставка работает до 12 января


Светлана Гришина