12+

«На сцену нельзя выходить проигравшим». В Театре для детей и молодежи идут гастроли Тверского ТЮЗа

Два театра, как оказалось, имеют общую историю. Как рассказали на пресс-конференции представители театра, в 80-е годы в Вологде ставила спектакль режиссер Тверского ТЮЗа Лариса Лелянова, дружившая с Борисом Гребенщиковым, еще будучи студенткой ЛГИТМиКа. Именно для этого ее спектакля им была написана песня «Аделаида», впервые прозвучавшая на сцене вологодского ТЮЗа.

Нынешние гастроли проходят благодаря общероссийской программе «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ. Эта программа позволяет российским театрам путешествовать по стране, расширяя зрительскую аудиторию и создавая таким образом единое театральное пространство. С 19 по 23 ноября вологжане увидят три спектакля: «Мертвые души», театральный ситком «Пустота» и детскую постановку «Чуковский и все-все-все», а вологодский театр в это же самое время показывает в Твери свои спектакли «Дубровский», «Сотворившая чудо» и «Стойкий оловянный солдатик».

Тверской ТЮЗ – проектный театр: в нем нет своего главного режиссера, для постановки спектаклей приглашаются режиссеры «со стороны» – как правило, известные в театральном мире люди, каждый со своим творческим почерком и литературными предпочтениями. «То, что спектакли ставит каждый раз новый режиссер, интересно и для зрителей, и для артистов, – говорит заместитель директора театра Анна Брусова. – Мы стараемся, чтобы в репертуаре всегда были и классика в новом прочтении, и современная литература, и классические постановки. В театре проходят режиссерские лаборатории, нас часто приглашают на фестивали. Например, спектакль «Сны о кошках и мышах», поставленный режиссером из Лондона Вероникой Вигг, в этом году вошел в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая Маска», а документальный спектакль «Тверь – Тверь» – в офф-программу премии «Маска Плюс».

Спектакли для показа в Вологде выбирались по нескольким критериям. Нужно было учесть параметры и технические возможности сцены, но главное в выборе спектаклей – представить разноплановый репертуар театра, показав возможности труппы и заинтересовав разных зрителей.

Зрителями «Мертвых душ» стали в основном вологодские старшеклассники, пришедшие познакомиться с новой интерпретацией текста из школьной программы. У вологодского Театра для детей и молодежи есть свой собственный спектакль по поэме Гоголя – «Дорога», и интересно было сравнить эти две постановки, действительно очень разные. «Мертвые души» из Твери поставлены по инсценировке Михаила Булгакова, в которую включены фрагменты текста поэмы согласно с режиссерским видением Натальи Лапиной. Гоголевские герои узнаваемы и вместе с тем выглядят совершенно по-новому: например, Чичиков старается быть тихим и неприметным, а его кучер Селифан неожиданно интеллигентен – он выполняет в спектакле роль ходячей энциклопедии, успевая по ходу дела комментировать устаревшие слова, обращаясь к залу. Подчеркнуто комедийны массовые сцены, служащие «фоном» для путешествия главного героя в поисках мертвых душ, а декорации к спектаклю, при всей их условности – это разные вариации темы верстовых столбов и шлагбаумов – словно подчеркивают идею жизни-пути. В Твери, по словам артистов, этот спектакль очень любят, хотя он идет на сцене больше 10 лет.

Легко ли актерам выходить к юному зрителю? Что делать, когда зал «непробиваем»? «Как говорил Станиславский, для детей надо играть так же, как и для взрослых, только в два раза лучше. А наш режиссер считает: если выходишь на сцену, заранее чувствуя себя побежденным, уже трудно что-то сделать, – говорит актер Алексей Пучков. – Мы в шутку называем организованные группы зрителей ОПГ, но нужно искать возможность достучаться до каждого. Наша задача – не объединять их, а разделять, говорить с каждым отдельно, в каждом видеть личность. Но даже тогда, когда зритель попадается сложный, всегда есть те, кто будет смотреть и откликаться на твою игру».

Гастроли Тверского ТЮЗа в Вологде завершатся 23 ноября показом театрального ситкома «Пустота» по пьесе Максима Черныша в постановке режиссера Талгата Баталова. «Этот спектакль – своего рода визитная карточка нашего театра, - говорит Анна Брусова. – В 2017 году он был выдвинут на соискание премии «Золотая Маска» в пяти номинациях: «Лучший спектакль в драме. Большая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету» и «Лучшая мужская роль». Билеты на него расходятся сразу». Сейчас этот спектакль попал в программу Аэрофлота, и его видеоверсию можно увидеть в самолетах этой компании. В спектакле создан «макет» современного общества с его фобиями и коммуникативными проблемами, и каждый из его героев по-своему борется с ощущением внутренней пустоты.

Светлана Гришина