12+

«Только на Севере бывает такой волшебный свет». В картинной галерее открылась выставка, посвященная Арктике

Выставочный проект «Многоликая Арктика» объединил выставку картин Александра Борисова, прославившего северную природу в своих полотнах более ста лет назад, и работы современных фотохудожников Александра Губина и Елены Белозоровой. Проект осуществляется в рамках реализации региональной составляющей национального проекта «Культура». Помимо ВОКГ, картины Борисова для выставки предоставили Российский государственный музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), Вологодский и Великоустюгский государственные музеи-заповедники.

Начальник Департамента социальной защиты населения Вологодской области Лариса Каманина, по поручению главы региона курирующая в Правительстве области сферу культуры, приветствуя гостей ВОКГ, подчеркнула: «Пять музеев объединили свои усилия, чтобы подарить нам возможность наслаждаться творчеством этого художника. Его картины созвучны нашему вологодскому сердцу, потому что мы тоже родились и выросли среди снегов. И мы благодарны Александру Борисову за то, как он на своих полотнах передает любовь к Арктике, к Русскому Северу, к зимним пейзажам».

Александр Борисов – уроженец Вологодской губернии. Родители его были простыми крестьянами, жившими в деревне близ Красноборска, где сейчас находится дом-музей Борисова. В детстве будущий художник покалечился, попав под обвал бревен, врачи сочли излечение невозможным. Когда он всё-таки выздоровел, мать по обету отдала его в Соловецкий монастырь. Там он учился в иконописной мастерской, и его художественное дарование было замечено столичными гостями. Благодаря этому Александр Борисов попадает в Петербург и становится студентом Академии художеств.

Ученик Шишкина и Куинджи, участник и организатор нескольких арктических экспедиций, Борисов одним из первых запечатлел Арктику в живописи. При жизни он был достаточно известен: все его этюды (более 60 штук), привезенные из первой экспедиции на Север, купил у него знаменитый Павел Третьяков, и в Третьяковской галерее под них был отведен целый зал под № 22. Хорошо знали его творчество и за границей. Нынешняя выставка «Художник вечных льдов Александр Борисов» в рамках проекта «Многоликая Арктика» – третья в Вологде: первую художник готовил сам в 1920 году, вторая состоялась в 1966-м по инициативе его племянника, предоставившего для нее собственную коллекцию картин дяди.

«Выставка необходима и своевременна, потому что об сегодня Арктике много говорят и пишут, – отмечает инициатор выставки народный художник России Валерий Страхов. – Внимание к этим местам связано с их экономическим потенциалом. Вологде тема Севера очень близка: ведь именно здесь Север начинается. Борисов смотрится сейчас как художник очень современный, художник-монументалист. Его картины-этюды невелики по размеру, но передают величие северной природы. Их особенность – пластичность живописи, сдержанный, но богатый колорит. Почти монохромная палитра художника смотрится богато и завораживающе».

Экспедиции на Север и сейчас нельзя назвать увеселительной прогулкой, а больше ста лет назад они были сопряжены с огромными лишениями. Суровый климат, почти непригодные для жизни человека места, опасность нападения белых медведей – всё это нужно было учесть. Добившись финансирования длительной экспедиции, Борисов организует строительство яхты «Мечта» и дома для зимовки. Однако ко всем трудностям подготовиться не удалось: когда яхту затерло во льдах, ее пришлось бросить вместе с уже написанными этюдами. Пробираясь пешком, команда экспедиции оказалась на отколовшейся льдине и шесть дней дрейфовала в море, люди спаслись только тем, что пили кровь убитого тюленя. Их выручила кочевавшая вдоль берега семья ненцев, случайно услышавшая их выстрелы…

О том, как суров этот красивый край, не понаслышке знают фотохудожники, работы которых представлены на выставке. Александр Губин, президент Вологодской областной общественной организации «Федерация подводного спорта», сейчас живет в Кировске в Мурманской области. Начиная с 2013 года он является участником ежегодных мировых рекордов, связанных с подводным погружением аквалангистов в Арктике. Его подводные снимки арктической природы уникальны и даже вдохновляют друзей последовать его примеру.

«Благодаря ему я прошел долгий путь от подводной фотомодели до подводного фотохудожника, – говорит Андриан Кочкин, директор автономной спортивной некоммерческой организации «Вологодский клуб подводного спорта». – Считаю его своим учителем: он сделал из меня, тепловодного дайвера, человека, который полюбил путешествия в Арктику и подледное фотографирование, привел меня к профессиональному дайвингу. После одной из фотосессий в воде температурой -1,5°C в Белом море я принял окончательное решение взять в руки фотоаппарат. По фотографиях Губина понятно, насколько необычно видит он этот, казалось бы, скучный и неинтересный край, как умудряется на небольшом пятачке найти такой ракурс, который никто не находил».

Елена Белозорова, член жюри престижного фотоконкурса «Север без границ», говорит, что первое, что отличает Арктику и Север в целом – это свет: «Белый снег работает как гигантский холст, на котором отражаются все краски окружающей его природы. Когда бегут облака, резко, прожекторно меняется освещение, свет буквально течет по пейзажу, и возникают совершенно фантастические цветовые переливы. Тени не серые и не черные – они голубые, с разными цветовыми рефлексами, кстати, их изумительно передает на своих картинах Александр Борисов. Второе, чем замечателен Север, это безграничные просторы. У жителей города взгляд постоянно натыкается на какие-то преграды, а когда ты находишься в тундре или стоишь на вершине горы, возникает ощущение бесконечности пространства, ощущение свободы пути в любом направлении – именно оно заставляет возвращаться туда снова и снова». Галó, глории, брокенские призраки – все эти атмосферные явления можно увидеть только на Севере. И только здесь солнце может весь день идти вдоль горизонта, создавая непрерывный «рассвето-закат» – по мнению Елены Белозоровой, раздолье для фотохудожника.

В живописи Борисова и в современной фотографии Арктика предстает разной, и в этом особая ценность проекта, в том числе научная. Как рассказала председатель Вологодского отделения Русского географического общества Надежда Максутова, треть площади Арктики – 9 млн квадратных километров – территория России. Для нашей страны это зона будущего экономического роста, дипломатических отношений и экологических связей. «Сейчас Арктика меняется очень быстро. Если сто с небольшим лет назад площадь льдов была порядка 19 млн квадратных километров, то теперь это всего 14 млн, причем скорость таяния льдов возрастает в геометрической прогрессии, опережая самые катастрофические прогнозы ученых. Возможно, когда-нибудт картины Борисова и современные фотографии станут материалом для исследования состояния Арктики».

Выставка «Многоликая Арктика» будет работать в залах Шаламовского дома (ул. С. Орлова, 15) до 16 февраля 2020 года.

Светлана Гришина