12+

Картины «художника вечных льдов» Александра Борисова увидят вологжане в Шаламовском доме

В Шаламовском доме 15 ноября состоится презентация выставочного проекта «Многоликая Арктика». Проект включает межрегиональную художественную выставку «Художник вечных льдов А. А. Борисов» из фондов ведущих федеральных и региональных российских музеев и фотовыставку, отражающую современный образ арктических территорий.

Александр Борисов (1866 – 1934) открыл красоту природы Крайнего Севера и Арктики. Он несколько раз совершал поездки в эти места, а самое знаменитое и опасное путешествие на Новую Землю Борисов предпринял в 1899–1901 годах. На первом этапе поездки он с командой специалистов обследовал ледники вокруг пролива Маточкин Шар – «Этюд. Глетчер П. Третьякова» свидетельство этой работы и потрясающий живописный образ. После перенесенных нечеловеческих испытаний во время шестидневного дрейфа на льдине, спасения, отдыха в ненецкой семье и возвращения в свой дом на Новой Земле, празднование Нового, 1901 года вместе с командой и ненцами было незабываемо. В январе художник осмыслял увиденное и перенесенное, а феврале они снова двинулись в путь, исследуя местность, а он, работая над этюдами. Пейзажи писались уже весной, поэтому в целом отмечены чувством романтической приподнятости. Ведь полярная ночь закончилась, началось ликование природы и людей. Это часто плывущие по морю, сверкающие на солнце спрессованные льды – торосы. Необычайно жизнеутверждающе звучит образ в этюде «Стамуха. Карские Ворота». Суровая романтика определяет два других этюда – «Пролив Маточкин Шар. Новая Земля», «У берегов Новой Земли». В 1903 году Александр Борисов последний раз прибыл на Новую Землю, прожив месяц в своем доме. Там была написана «Лунная белая ночь на Новой Земле». Картина необычна для человека, никогда не бывавшего за полярным кругом. Показана ночь, но вокруг светлым-светло.

Крайние по своей экстремальности климатические условия, в которых ему приходилось писать, приучили Борисова работать на натуре быстро, точно, фиксируя свои ощущения плотным сочным, то протяженным, то коротким мазком. Он выработал систему, позволявшую завершать этюд на натуре. Это способствовало сохранению свежести впечатления и созданию законченности образа. Так возник у него тип изображения картина-этюд. При тридцатиградусном морозе писать было почти невозможно: краска застывала, становясь густым тестом, и скипидар не помогал. Художник обрезал черенок кисти, делая ее очень короткой, и писал, держа ее в кулаке, прикрыв еще малицей (верхней одеждой ненцев), тем самым хоть как-то охраняя краску от холода.

Творчество фотохудожников Александра Губина и Елены Белозоровой, членов Вологодского отделения Русского географического общества, представлено уникальными кадрами с изображением чарующей природы северных территорий.

Александр Губин – президент Вологодской областной общественной организации «Федерация подводного спорта», участник подводных погружений аквалангистов в Арктике. Специализация члена Союза фотохудожников России Елены Белозоровой – съемка природы во всех ее проявлениях. Много путешествуя по России, художник получает изумительные фотоснимки в суровых погодных условиях.

Логическим дополнением выставки станет инсталляция, отражающая собирательный образ арктических широт.

Открытие начнется в 17:00 в Шаламовском доме (Вологда, ул. Сергея Орлова, 15). Вход по билету. Выставка продолжит работу до 16 февраля.

Проект «Многоликая Арктика» реализуется в рамках национального проекта «Культура». Учредителями выступили: Правительство области, Департамент культуры и туризма области, Вологодская областная картинная галерея при поддержке Вологодского областного отделения Русского географического общества, Вологодского клуба подводного спорта.

Вологодская областная картинная галерея