12+

508 предметов пополнили фонд Тотемского музейного объединения в этом году

Самый ранний предмет в этом комплексе – издание 1764 года «Жития святых» («Четьи-минеи») Димитрия Ростовского. Это сборник, где жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Они пользовались огромной популярностью в разных слоях общества, а житийные тексты многократно переписывались от руки. Четьи-минеи надолго стали излюбленным домашним чтением в дворянской, купеческой и в образованной народной семье. Книга закуплена в фонд музея у одного из столичных учёных-историков.

Для Тотьмы это издание представляет особенную ценность, так как оно содержит записи и пометы владельцев книги – тотемского купца Алексея Иевлевича Нератова (строителя сохранившейся Рождественской городской церкви) и его потомков. Именно Алексей Нератов был кредитором молодого Ивана Кускова, отправившегося на заработки в Сибирь.

Еще один ценный документ был подарен Ириной Завьяловой, ныне проживающей в Санкт-Петербурге. Это записная книжка с песнями времен Первой мировой войны, которая принадлежала артиллеристу Ивану Талашову. Владелец обнаружила её среди вещей покинутого дома в одной из деревень Тотемского района. Почти вся известная информация об авторе основана на сведениях, указанных в книжке.

Её составитель Иван Павлович Талашов был уроженцем деревни Марьинская Тотемского уезда Вологодской губернии. Он был призван в армию в 1915 или 1916 г., прошел обучение в 1-й запасной тяжелой артиллерийской бригаде, расквартированной в Царском Селе, и в 1-й гренадерской запасной артиллерийской бригаде в Москве. В начале 1916 г. в чине младшего фейерверкера отбыл на Восточный фронт в 36-ю артиллерийскую бригаду. Не позднее мая произведен в старшие фейерверкеры. В августе награжден Георгиевским крестом 4 степени № 526478. В сентябре находился в Кезевском лазарете у станции Сиверской Варшавской железной дороги, т.е. в районе Гатчины. В июне 1917 г. награжден Георгиевской медалью 4-й степени № 778929. В декабре вновь именует себя младшим фейерверкером. О его судьбе в 1918 г. сведений нет. В марте 1919 г. сдал хозяйственную часть 1-го Вологодского стрелкового полка ВЧК как «снятый с учету». В ноябре 1920 г. переосвидетельствован и признан годным к нестроевой службе.

Молодой русский крестьянин начал заполнять книжку еще на фронте Первой мировой войны, где его застала Февральская революция, и вел ее до начала 1920-х гг. Центральное место занимают девять мелодраматических и революционных текстов — восемь песен и одно поэтическое послание, вписанные в 1916–1917 гг., дополненные интересными сведениями по домоводству, адресами и информацией личного характера, в том числе об армейской службе. Записи сделаны простым и химическим карандашами. Характер записей позволяет предположить, что книжка заполнялась преимущественно сплошь, лишь в начале 1920-х гг. владелец стал разделять записи по темам, пропуская место. Особый интерес из записанных Талашовым песен представляют «Песня о юном прапорщике» и «Хорошо вам жить на воле» – обе они включают куплеты, в других вариантах не зафиксированные.

Коллекция музыкальных инструментов музея пополнилась интересным экземпляром гармони-хромки производства Вологодского горпромкомбината. Предприятие просуществовало относительно недолго – с 1948 по 1963 гг. Однако гармонный промысел на территории нашего края существовал задолго до этого. В фондах музея хранятся гармони и гармошки с последней четверти XIX века. Существует мнение о том, что именно вологодские мастера собрали первую гармонь-хромку. Гармонь Вологодского горпромкомбината относится именно к этому типу. Она была привезена из д. Кулибарово Бабушкинского района Сергеем Воропановым, который и передал её в музей, за что мы выражаем ему большую признательность.

Кроме того, фонд графики пополнился тремя сериями офортов московского художника и архитектора Леонида Зорина, запечатлевших жанровые сцены и образы коренных народов Камчатки и Алеутских островов. А уроженец Тотьмы художник Александр Пестерев подарил музею 20 рисунков из разных серий: «Без названия», «Лао-цзы», «Условность драмы», «Северное лето», «Провинциальные хроники» и др. Графические работы этого художника отсутствовали в собрании музея. Теперь мы можем его творчество демонстрировать на временных выставках во всем разнообразии жанров и техник исполнения.

Коллекция музея пополнилась и мемориальными вещами, связанными с поэтом Николаем Рубцовым. К нам поступили шляпа и прижизненные графические портреты поэта, которые сразу же были включены в экспозиционный комплекс выставки «Московский музей Н. М. Рубцова. Послесловие».

Самым последним и самым масштабным поступлением (268 единиц!) в фонды нашего музея стала коллекция спичечных этикеток советского периода, датируемая концом 1940-х – началом 1980-х годов. Это дар музею Николая Коробицына. Коллекция представляет несомненный исторический интерес, она разнообразна по сюжетам (Музеи СССР, Заповедники, Космос, Техника безопасности, правила дорожного движения, народные промыслы, вузы страны) и заводам-изготовителям (Череповецкий, Кировский, Уфимский, Слободской, Рыбинский, Пинский, ст.Злынка).

Тотемское музейное объединение выражает благодарность всем всем, кто внес значительный вклад в комплектование музейного фонда.

Коллектив отдела учёта, хранения и систематизации музейных фондов Тотемского музейного объединения