Премьеру на сцене Дома актера представили актеры ТЮЗа Андрей Камендов и Анатолий Макаровский. Для постановки они взяли пьесу «Как я научился жить» современного автора Алексея Битюцких, которая в 2018 году вошла в лонг-лист конкурса драматургии «Ремарка» и в шорт-лист конкурса «Баденвайлер». Новый спектакль с возрастным цензом 16+ для тех, кто не боится провокаций, мата со сцены и прочих дерзостей.

Типаж главного героя, скорее всего, знаком большинству зрителей – он будто срисован с одноклассника или приятеля, живущего по соседству. Виталик – обычный офисный работник, который ездит на новой иномарке и встречается с умной и красивой девушкой. Мысленно для себя он привлекательный молодой человек, который всё может.

Пересмотрев тысячу фильмов, он признается сам себе, что практически ничего не запомнил, и, если сложить в сумме все часы, потраченные на кинопросмотры, бесцельно прожил почти 2 месяца. Так, в 30 лет Виталик решается рассказать историю своей жизни. Отрывки из нее начинаются нарочито просто: «Однажды я сидел дома, и мне захотелось есть…». В попытке заинтересовать воображаемых зрителей и слушателей, герой ищет «инфоповоды» из своего прошлого. Они-то и становятся причиной самокопания, всплывающих «окон» из глубины памяти и вскрытия старого нарыва. Он вдруг понимает: всё, что его окружает – не более, чем иллюзия. И жизнь могла бы сложиться совершенно иначе, если бы не одно происшествие 20-летней давности. Тогда его, школьника, несправедливо обижал и бил ровесник Стас. Причем изощренно, не оставляя следов, так, чтобы об этом никто не узнал. Повзрослевшему Виталику просто необходимо изменить расстановку сил в его собственном мире.

По задумке автора, эта пьеса – монолог. Но режиссер спектакля Андрей Камендов принял интересное творческое решение и ввел на одну роль двух актеров. Они оба открывают зрителям две сути личности Виталика: светлую и темную, страстную и равнодушную. Один одет согласно офисному дресс-коду – белая рубашка с красным галстуком, строгие брюки, ботинки. Второй, как тень – босой и весь в черном, на протяжении почти всего спектакля его глаза закрывают темные очки в яркой оправе. Он сидит, уткнувшись в смартфон, и принимает участие в действии как бы со стороны. Еще двое персонажей – Кристина и Алёна – не появляются на сцене, их озвучивают закадровые электронно-механические голоса.

В спектакле используется минимум сценического реквизита: пара барных стульев, столько же металлических крутящихся «блинчиков», или дисков здоровья, и столовая ложка. Она на протяжении спектакля становится и микрофоном, и орудием нанесения ударов, и «скорой помощью», когда нужно приложить холод к ушибленному месту. Актеры находятся по краям сценического пространства, друг напротив друга, и встречаются лишь в «переломные моменты», вращаясь на дисках здоровья. Их движениям вторит мигающий свет и переменчивый темп музыки.

«В спектакле много зеркальных моментов – Виталика качает то в одну, то в другую сторону, он то белый, то черный. Я старался не вкладывать своего отношения в происходящее на сцене, мне просто хотелось рассказать историю одного человека. Так что спектакль получился в чем-то документальный», – отметил Андрей Камендов.

«Я это я. А Виталик – другой. В самом начале он говорит, что посмотрел тысячу фильмов. Для меня эта роль была своего рода воспоминанием, как будто я сам нахожусь в каком-то фильме», – поделился Анатолий Макаровский.

Драматург Алексей Битюцких в переписке с актерами назвал свою пьесу «ржачной»: «Помню, жарко было. Тачку только купил. Где-то услышал историю человека, которого в детстве гнобили. Вспомнил своё детство, драки. История про суп реальная. Один в один. Друзья у меня читали текст, сказали, что он ржачный. Мои монологи – это бюджетное кино, рассказанное одним человеком. Так я себе это представляю»

Однако получилось так, что спектакль «#счастьежитьивидеть» рассказывает о кромешном одиночестве человека и внутренней пустоте при внешнем благополучии. Как иначе объяснить то, что свою историю Виталик рассказывает кошке?..

Следующий показ спектакля состоится 24 января в 19.00 в Доме актера.

Теги: ТЮЗ, Дом актера
Кристина Страмова

Новости по теме