Что может быть обнаружено в архивном деле? Оказывается, помимо собственно документов, много чего еще. На выставке «В деле обнаружено…» сотрудники областного архива представили небольшую часть этих интересных находок. Рисунки и карикатуры, волосы, земля, кусочки дерева, кошелек – все эти предметы были по разным причинам вложены в архивные дела и остались там навсегда.

Почему в архивных документах попадаются различные вещи? Пути их появления разные, рассказал на открытии выставки заместитель директора областного архива Илья Кузнецов. Что-то вшивалось или вкладывалось как вещественное доказательство, что-то пожалели и оставили работники, формировавшие в 1918-1920-х годах из разрозненных бумаг архивный фонд, что-то случайно оставляли в делах архивисты прошлых лет: ручки, сухие листья или цветы, которые использовали как закладки.

«Чего только я не видел в документах за годы своей работы, начиная от непристойных рисунков XVIII века и заканчивая дореволюционными засушенными мухами, которых в документах встречается великое множество. И ведь интересно, правда: муха 1904 года», – шутит Илья Николаевич.

Выставку необычных архивных находок подготовила главный архивист ГАВО Светлана Вишнякова и рассказала истории некоторых из них.

Сухая ветка колокольчика, забытая в исповедной ведомости XVIII-XIX веков, перьевая ручка середины ХХ века или образцы кружева в деле о проведении выставки – самые «безобидные» вещи, найденные архивистами. Но есть здесь и более зловещие предметы. Например, женская коса, якобы вырванная дьяконом Николаевской Ягрышской церкви Сольвычегодского уезда у своей жены, дьяконицы Анны Протопоповой, во время семейного скандала (дело происходило в 1870-х годах). Конечно, за такими предметами стоит целая история. Светлана Вишнякова проследила ее, и рассказала, что дьяконица регулярно жаловалась на дьякона, однако крестьяне – прихожане церкви – свидетельствовали исключительно в пользу мужа. Тот факт, что спустя некоторое время дьякон добровольно ушел в монастырь, говорит о том, что в делах домашнего насилия и в XIX веке разобраться было непросто.

Еще несколько примеров: земля, приложенная к уголовному делу об антисоветской деятельности священника Анатолия Малышева, который выдавал ее за частицы мощей преподобного Онуфрия; револьверная пуля, изъятая из тела крестьянина Сергея Золотова, в которого стрелял его односельчанин (Золотов при этом остался невредимым, тому, кто стрелял, дали всего год лишения свободы, а пуля отправилась как вещдок в архив); кошелек буйного мастера по изготовлению баянов, отправленного по этапу в Вологду, сбежавшего и пойманного в… парикмахерской. Или удостоверение сотрудника секретной части, укравшего большую сумму денег (которую так и не нашли), получившему за это 1 год заключения, освобожденного по амнистии и немедленно уволившегося из органов.

Отдельной темой для исследования могут служить рисунки, довольно часто встречающиеся в архивных делах. Представленные на выставке рисунки Николая Пинаевского из Успенской Семигородней пустыни, сделанные углем, у многих могут сформировать комплекс неполноценности: простой монастырский послушник в середине XIX века рисует так, как сегодня не рисуют и выпускники художественных школ.

Или тетрадь гимназиста 3 класса Алексея Турбина, сына вдовы статского советника, обнаруженная во время обыска его братьев (1907 год). В тетради – портрет царя Николая II, вокруг которого рукой гимназиста приписано: «провокатор», «изменник», «вампир» и «тиран». Арестовывать гимназиста не стали, он отговорился, что делал это для курьеза и «так себе просто», но тетрадочку с крамолой изъяли и оставили в деле полицейского управления.

«Истории, встающие за этими вещами, в общем-то, довольно характерные: тут тебе и воровство, и коррупция, и тема семейного насилия, но вместе с тем и творчество, и юмор. Даже кажется: всё, как сейчас, несмотря на то, что многие документы насчитывают по 150 и больше лет. Можно лишь сделать вывод: человек не изменился в своей сути – будь у него в руках перо, шариковая ручка или клавиатура от компьютера. Одни и те же потребности, одни и те же проблемы, те же шутки. Аналогии с днем сегодняшним проследить нетрудно», – резюмировал Илья Кузнецов.

Посмотреть выставку можно в читальном зале Государственного архива Вологодской области (Вологда, ул. Мальцева, 17). Вход свободный в рабочие часы архива.

Теги: ГАВО
Елена Легчанова

Новости по теме