12+

«Тише, Человек родился!»: премьера спектакля «Жизнь человека» в Вологодском драмтеатре

В Вологодском драматическом театре – премьера. Художественный руководитель театра Алексей Ожогин представил на вологодской сцене новый спектакль – представление в пяти действиях по пьесе «Жизнь человека» Леонида Андреева.

Леонид Андреев – один из самых ярких писателей Серебряного века русской литературы. Его произведения отличаются экспрессивностью языка, подчеркнутым символизмом, резкостью контрастов и неожиданными поворотами сюжета.

«Жизнь человека» поднимает тему вневременной трагедии человека, зависимого от воли рока. Зритель вместе с главным героем в исполнении Дмитрия Бычкова проходит через пять этапов жизни от рождения до смерти: «Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека». Некто в сером, именуемый Он, – условный персонаж, олицетворяющий все то, что препятствует свободе человека, определяет ход его жизни: «Неудержимо влекомый временем, он непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верху к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже не поднимется нетвердая нога его; ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час – минута. И в слепом неведении своем, томимый предчувствиями, он покорно совершит круг железного предначертания».

Человек, хоть и признавая власть неодолимых сил, не хочет смириться с действительностью, не упускает возможности противостоять ударам судьбы. Но попытки Человека разорвать этот «круг железного предначертания» остаются тщетными. Автор отказывается от напряженной динамики повествования, раскрытия внутренних переживаний главных героев, так как перед вечностью все это неважно. Все события судьбы мотивируются случайными, «слепыми» законами судьбы. Как писал сам Андреев в одном из писем К. С. Станиславскому: «Если в Чехове... сцена должна дать жизнь, то здесь – в этом представлении – сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать, что он стоит перед картиною, что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то». Поэтому персонажи здесь максимально обезличены. Их задача – развивать действие на сцене исключительно для выражения главной философской идеи автора.

Все действующие персонажи спектакля лишены имени и собственной индивидуальности. Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха и другие – это, скорее, воплощения тех социальных ролей, которые определяют судьбу. Человек (Дмитрий Бычков) и Жена Человека (Диана Кононенко) проживают целую жизнь вместе со зрителем. Коллективные образы (Родственники, Соседи, Гости на балу) воплощают собирательную сущность больших групп людей, влияния которых Человеку не избежать. Они комментируют происходящие на сцене события, настраивают зрителя на определенное настроение.

Важную роль в повествовании играет символизм музыки. Автор оригинального музыкального сопровождения – композитор Святослав Оводов, режиссер по пластике – Никита Белых.

«Жизнь человека» в постановке Алексея Ожогина – это синтез всех видов искусств: музыки, хореографии, живописи. Это настоящие «ожившие картины», представляющие человеческую жизнь в гротескном, фантастическом виде. Оригинальное художественное решение и эффектные костюмы художника Елизаветы Егоровой и художника по свету Александры Бобровой – яркая отличительная черта, выделяющая спектакль на вологодской театральной сцене.

Евгений Кондратов