12+

Прозаик Наталья Мелёхина: «Всегда мечтала стать рок-музыкантом»

В первой модельной библиотеке города «Книжный экспресс» состоялась встреча с вологодским прозаиком, критиком и журналистом Натальей Мелехиной. Она рассказала читателям, как пришла к литературному творчеству.

Наталья родилась маленькой деревне Полтинино Грязовецкого района и в детстве не помышляла о писательской стезе. «Я всегда мечтала стать рок-музыкантом, и началось это с группы «Кино». К сожалению, поступить в музыкальный колледж у меня не получилось: требовалось начальное музыкальное образование. Поэтому я пошла на филфак. В конце концов, текстовик в любой группе нужен. Тогда с моим подростковым максимализмом мне хотелось по уровню текстов дорасти до уровня Александра Башлачёва».

Наталья рассказывает, что ей всегда везло с преподавателями, и ее мечта стать рок-музыкантом не осталась нереализованной – сложилась группа «Имаго». Название не случайно: имаго – взрослая стадия развития бабочки, чей образ неосознанно проходил через все тексты группы. Группа выступала в клубах, а клип на песню «Черновики» до сих пор можно найти в интернете.

В качестве писателя Наталья дебютировала на фестивале «Плюсовая поэзия» в 2011 году, где ведущими семинара стали два известных писателя, финалисты премии «Русский Букер» – вологжанка Галина Щекина и карельский прозаик Дмитрий Новиков. Первую книгу Наталье помогла выпустить Елизавета Безнина, которая учредила серию «Здравствуйте, я пишу» для дебютантов в издательстве «Легия». «Это уникальный проект, – рассказывает Наталья. – В наше время напечататься сложно и поэту/прозаику с именем, что уж говорить о дебютантах. А Елизавета, побывав на одном из наших концертов, после выступления подошла ко мне и попросила издать тексты наших песен в качестве сборника стихов. Я тогда смутилась, да и как филолог понимала, что тексты песен и стихи – это разное, и предложила ей мою прозу. Так и вышел в свет маленький сборник “Медведь с заплатой на ухе”».

«Меня часто спрашивают, как родилась та или иная идея, но я никогда, наверное, не смогу ответить на этот вопрос четко. Это как у музыканта-импровизатора спросить, как во время концерта появилась та или иная композиция. Есть моменты, которые постепенно подталкивают тебя к какой-то идее. К примеру, образ телефонной будки в рассказе «По заявкам сельчан», с которой деревенский дурачок Женя звонил богу и исполнял концерт для умерших односельчан. Как-то мы с моим другом Артемом шли из одной деревни в другую, на окраине Полтинино была обычная телефонная будка. Но прибита она была к столбу так, что звонить с нее можно было только стоя на коленях, встать – никак. И Артем тогда спросил, кому вообще и как можно звонить отсюда. Я ответила: наверное, только богу. Это первый момент, а второй – статья в журнале «Ровесник», прочитанная однажды, где рассказывалось о Джоне Ленноне. Автор выдвигал гипотезу, что у Леннона был телефон, с которого он звонил богу напрямую, и тот подсказывал ему гениальные идеи для песен».

Наталья является дважды лауреатом Волошинского конкурса, участвовала в форуме в Шанхайском университете, ее работы переведены на китайский и арабский языки. С Китаем у прозаика связаны особые воспоминания. «Чжэн Тиу – профессор, русист, организатор этого форума, выдвинул идею о том, что существует классика, но не нужно за ней прятать начинающих авторов, их нужно выводить в свет, давать возможность развиваться. На Форум были приглашены молодые поэты и прозаики из разных регионов России и Китая».

В 2017 году автор дебютировала в документальной прозе с книгой «Александр Панкратов», посвященной вологжанину, Герою Советского Союза, который во время Великой Отечественной войны стал первым воином, кто совершил самопожертвование, закрыв собой амбразуру. Случилось это 24 августа 1941 года. «Когда я только начала эту работу, многие говорили, что книги не выйдет: Александру Константиновичу на момент смерти было всего 24 года. Что можно написать о человеке, который жил 24 года, в целой книге? Но у него оказалась очень интересная биография».

Творчество Натальи обращено к обычным людям: герои ее произведений – в большинстве своем сельчане, простой народ, и их истории будут понятны читателям.

Яна Уварова, студентка 4 курса ВоГУ