Восстановленную версию дебютного фильма режиссера Дзиги Вертова показали в рамках фестиваля Дни VOICES в кинотеатре Ленком. Показ прошел под живую музыку, написанную специально для фильма пианистом и композитором Анатолием Дзюбой.

После просмотра состоялось обсуждение с автором восстановленной версии историком кино, киноведом Николаем Изволовым. Он буквально по кусочкам собрал фильм, на протяжении ста лет считавшийся утерянным, и дал возможность увидеть картину практически в том виде, в каком ее смотрела аудитория передвижных агиткинотеатров в 1918-1920-х годах.

«Годовщина революции» – первый фильм иконы мирового киноавангарда Дзиги Вертова, родоначальника и теоретика документального кино. На момент создания фильма режиссеру было только 22 года. По словам самого Вертова, «Годовщина Революции» была его «производственным экзаменом», который он выдержал на отлично.

«„Годовщина революции” – это совершенно удивительное явление. Картина является первым полнометражным документальным фильмом в истории, – рассказал Николай Изволов. – Сам Вертов не снимал революцию, он монтировал уже существовавшую кинохронику, рассказывающую о событиях с февраля 1917 года до осени 1918 года. При этом он держал в голове всю последовательность картины, в которой было более 1000 монтажных планов. Фильм, можно сказать, положил начало профессии режиссера монтажа».

Дзига Вертов смонтировал порядка 50 копий фильма. Все они были разосланы по городам страны и должны были быть показаны 8 ноября 1918 – в годовщину Октябрьской революции. Только одна копия путешествовала вместе с агитпоездами на протяжении нескольких лет после окончания революции. Когда гражданская война закончилась, копия была сдана в архив. Куда же делись остальные 49 – неизвестно.

Некоторые части фильма сохранились хуже остальных, так как пользовались у зрителей особой популярностью. Например, глава под названием «Мозг Советской России» была для жителей русской провинции единственной возможностью своими глазами увидеть, как выглядят лидеры государства – Ленин, Троцкий, Луначарский, Свердлов, Бонч-Бруевич, Каменев, Вацетис, Стучка и многие другие.

Сто лет назад фильм показывался без музыкального сопровождения – им становилось живое обсуждение зрителей: громкие возгласы, споры и комментарии. Грамотные зрители вслух читали надписи для всех присутствующих. У вологжан XXI века появилась возможность посмотреть фильм под живую музыку в исполнении пианиста Анатолия Дзюбы. Композитор-тапер, как его охарактеризовали в трейлере фильма, играл все два часа, что длится фильм, и сочиненная музыка точно и тонко соответствовала событиям, происходящим на экране. Композитор отметил, что работать над картиной такого объема очень сложно: «Это был потрясающе интересный опыт, но вряд ли я еще раз отважусь играть два часа без перерыва».

Зрителям было интересно, почему такой важный для советской идеологии фильм оказался утерян. «В те времена газеты не считали нужным писать о документальных фильмах, поэтому о нем не осталось письменных источников и данных в каталогах. К тому же нужно понимать, как работают киноархивы. Каждый фильм в архиве хранится в металлической коробке, хронометраж одной – примерно 10 минут. Поэтому картина поступила в архив в разобранном виде, и спустя годы никто не мог догадаться, что 13 коробок – это один и тот же фильм», – пояснил зрителям Николай Изволов. Также по одной из версий, исчезновение фильма связано с одним из героев хроники – Львом Троцким, который к этому времени превратился в персону нон грата.

Восстановить фильм помогла случайность: летом 2017 года киновед Светлана Ишевская обнаружила в фонде Маяковского афишу с полным списком надписей из фильма, что помогло собрать единую структуру картины и начать работу по реставрации.

По словам Николая, работа по восстановлению заключалась в просмотре всех фильмов, выпущенных в 1917-1919 годах для соотнесения их со списком интертитров. Сложности начались с попытки копирования пленок: «Во-первых, это очень дорого – копирование пленки стоит примерно 120 рублей за секунду. Во-вторых, во избежание пиратства целиком архивные ролики копировать запрещается. Чтобы провести реставрацию, архив кинофотодокументов города Красногорска (Московская область) добивался разрешения на копирование на протяжении четырех месяцев», – рассказал Николай Изволов. Далее остались лишь технические детали: создание цифровых копий, монтаж, стабилизация изображения, колоризация титров и т.д. Вся работа заняла около восьми месяцев.

В планах у киноведа работа над восстановлением еще одного фильма Дзиги Вертова – «История гражданской войны» 1922 года – второй полнометражной картины, созданной режиссером во время работы в отделе хроники Москинокомитета.

Теги: voices, фестиваль, дзига вертов, дни voices, фильм
Евгений Кондратов

Новости по теме